Ужас Аркхэма

Обзор № 44 от 20 декабря 2015 г.

Все мы хоть раз в жизни смотрели фильмы ужасов. Некоторые играли в компьютерные игры жанра хоррор. А уж кто, так или иначе, не слышал упоминания мифического существа Ктулху? Создателем этого монстра и признанным родоначальником жанра ужасов является Эдгар Алан По. Отвага и сводящий с ума ужас, авантюризм и тонкий расчет, автоматные очереди и древняя магия — все это ждет вас в игре «Ужас Аркхема», основанной на сюжетах этого мастера жанра.

11Краткие характеристики

  • Тип: Кооперативная игра
  • Издатель: «Мир Хобби» (Hobby World)
  • Сложность правил: Сложные
  • Время игры: от 120 до 240 минут
  • Количество игроков: от 1 до 8 игроков
  • Рекомендовано для 3 игроков
  • Возраст игроков: от 12 лет
  • Язык: Локализована для России

.

СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Возьмите в руки эту стандартную по размерам картонную коробку. Чувствуете? Как минимум пара килограммов невероятных приключений, пропитанных страхом и ужасом. Сотни игровых карт, шестигранные кубики, жетоны, жетоны и ещё раз игровые жетоны, специальная книга правил, подставки… А если ещё разбавить всю эту солянку специальными протекторами, которыми так любят пользоваться заядлые игроки… Только представьте это огромное количество мелких деталей. Приложенного набора чехлов на них явно не хватит, так что приготовьтесь к тому, что вы либо обзаведетесь дополнительными протекторами или хотя бы полиэтиленовыми пакетиками, либо ужас будет начинаться сразу при открытии коробки. Однако, должен отметить, что качество изготовления игровых компонентов позволит им весьма долго сохранять первозданный отличный вид. Другое дело, что игру вы не будете доставать каждый вечер… на любителя, так сказать…

Стоит упомянуть и о возможном браке, который вы можете встретить в коробке. При подготовке обзора встречалось множество отрицательных отзывов о качестве игрового поля. Но, стоит отметить — Мир Хобби, а точнее отдел по работе с клиентами и их рекламациями очень быстро реагирует на подобные проблемы. За это издательству отдельная благодарность.

3

ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ

Америка. Начало двадцатого века. Гангстеры с «Томми-ганами» на перевес делят зоны влияния. Церковь все еще властвует над умами, а вот считающих магию реальной становится все меньше и меньше (как оказывается — очень зря). Великая депрессия наполняет отчаянием и безысходностью сердца простого народа. И нечто еще более ужасное готово очнуться от вечного сна в таинственном городе Аркхем, что рядом с Бостоном в штате Массачусетс.

8 различных древних могут проснуться в базовом варианте игры, а значит вас ожидает целых 8 сценариев, которые будут переживать 16 детально проработанных персонажей. У каждого из них есть своя предыстория и мотивация, так что для любителей ролевых игр представляется дополнительная возможность получить удовольствие.

10

Удастся ли вам переписать финал этого шедевра Лавкрафта, или концовка останется привычной для произведений гениального писателя — плохой… Зависит увы не только от вас, но и от такой вещи как случай. Хотя…

МЕХАНИКА ИГРЫ

По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик.

  • Area Movement — перемещение по областям. Игровое поле состоит из областей разного размера, а перемещения разрешены только между смежными (соседними) областями;
  • Co-operative Play — кооперативная игра. Игровая механика в которой соревновательная составляющая между игроками сведена практически к нулю или отсутствует полностью. Основная задача игроков — совместными усилиями и скоординированными действиями одержать победу над самой игрой, согласно правил и условий;
  • Dice Rolling — бросок кубиков. Игровая механика, в которой определение того или иного события происходит за счёт броска игровых кубиков, внося таким образом в игру элемент случайности;
  • Simultaneous Action Selection — одновременный выбор действий. Все игроки тайно или сообща одновременно выбирают свои действия на текущий раунд (или другой промежуток игрового времени). Затем эти планы одновременно раскрываются и выполняются согласно правилам;
  • Variable Player Powers — персональные возможности игроков. Другими словами это «ассиметричность». Выражается в разных для игроков стартовых условиях, в разных наборах доступных предметов и способностей;

Но, кому нужна сухая статистика, когда мир на грани уничтожения?!

Итак, справившись с малым ужасом Аркхэма, разложив компоненты и перемешав колоды карт, вы приступаете к игре. У вас на руках случайным образом определенный персонаж (хотя этот пункт правил можно игнорировать и договориться, что каждый игрок выберет того, кто ему больше по нраву). Уже эта стадия вносит значительные коррективы в ход игры и стратегию. Кем может стать монашка, не обладающая ни деньгами, ни оружием на негостеприимных улицах ночного города? Правильно — только жертвой… Как вооруженный автоматом гангстер сможет противостоять чудовищу которое под силу сокрушить только магией или истинной святостью? Стартовый набор героев, вступивших в игру может как сильно упростить вам задачу, так и поднять сложность до невообразимой высоты. Однако не стоит сдаваться. За нами Аркхэм — отступать некуда. И герои устремляются в бой за судьбу человечества. Их задача — предотвратить появление древнего зла или сокрушить его в финальной битве на пороге мира людей. Естественно, чем больше друзей вы позовете — тем выше ваши шансы на победу.

Игра не ограничена по времени и идет до предотвращения пробуждения или появления Древнего. Ну, или до того момента, пока один из участников не бросит это гиблое дело, со словами — с меня хватит!

В свою очередь весь игровой процесс разделен на раунды. Каждый РАУНД этого боя делится на 5 фаз (в каждую из которых игроки выполняют определенный тип действий):

Первая Фаза — Передышка

Затишье перед боем в ходе которого игроки могут подлатать свои раны, поставить на место, начавшие свинчиваться, мозги (да, да переживаемый ужас плохо сказывается не только на физическом но и на моральном здоровье ваших персонажей, которые зачастую становятся завсегдатаями местной психушки к концу игры) и определить какими навыками и снаряжением они будут пользоваться в течении всех оставшихся фаз раунда.

Вторая Фаза — Движение

Здесь персонажи двигаются к намеченным в ходе передышки целям. Будь та на улицах Аркхэма или в иных мирах, куда они зачастую оказываются заброшенными превратностями судьбы и своим любопытством.

Третья Фаза — Контакты в Аркхэме

Самая динамичная и напряженная — именно в ней происходит большинство боев или случаются события предусмотренные картой локации, на которой оказался ваш персонаж. И именно в этой фазе вы можете вступить в иной мир с которым связана…

Четвертая Фаза — Контакты в Иных мирах

С теми кто попал в эти чуждые человеку места происходит куча противоестественных вещей (согласно карточке локации). Иногда эти события полезны, но гораздо чаще они несут вашим героям боль и повреждения рассудка.

Пятая Фаза — Миф

В ней случаются глобальные события существенно влияющие на тактику и стратегию игры. Самое малое что может случиться — открытие очередных врат в иной мир, не только приближающее пробуждение Древнего, но дающее возможность монстрам вторгаться в мир людей. Происходит передвижение монстров которые уже изловчились оказаться на улицах Аркхэма. А в различных уголках обреченного города обнаруживаются улики дающие героям лучшее представление о ситуации. И, конечно, растет уровень ужаса в сердцах жителей городка.

Увы, описывать фазы детальнее занятие неблагодарное. Из-за разнообразия монстров и возможных событий, любая попытка описать ситуацию подробнее будет лишь жалким рассказом про частный случай, умоляющим все богатство внутреннего мира игры.

РАУНДЫ повторяются до тех пор пока в Аркхэме не останется ни одних врат в иной мир, и угроза пробуждения древнего будет устранена, либо пока Древний не проснется и тогда героев ждет финальная битва.

В финальной битве герои сталкиваются лицом к лицу с пробудившимся ото сна Древним воплощением зла. И если предотвратить его появление большая команда помогает, то в финальной битве она же может стать обузой. Чем больше персонажей пыталось предотвратить появление Древнего тем толще будет его шкура при пробуждении. Вполне возможно что вас ждет драматический финал в котором люди отдают лучшее оружие и снаряжение избранным чемпионам, чтобы те могли хотя бы наносить урон чудовищу, прекрасно осознавая, что даже в случае победы их персонаж скорее всего не доживет до финальных титров.

Игровая механика отточена и сбалансирована до мельчайших деталей. Однако она служит для того чтобы создать перед игроком атмосферу ужаса и безысходности, щедро зачерпнутую из книг Лавкрафта, так что увы, но при полном соблюдении правил вполне может приводить героев в безвыходные ситуации за которыми стоит безумие, смерть или даже гибель всего человечества.

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. Создатели продумали все. И атмосферные иллюстрации, и удобные для восприятия правила содержащие конкретные примеры их применения, и достаточное количество разного рода фишек… но не предусмотрели для них удобного органайзера и достаточного числа протекторов. Считать это такой уж критичной проблемой нельзя, ведь человеческая фантазия и специализированные магазины творят чудеса. На данный момент к игре выпущено уже 8 дополнений, что однозначно подтверждает популярность игры и, как следствие постоянную работу над ее развитием и улучшением. Если же говорить о качестве картона… Идеальный мир- это лишь отражение реальности нашего сознания. Все на уровне. Приличном, к слову говоря…

5

Подготовка к игре и игровое пространство. Детальная проработка и баланс окружения имеют и свою обратную сторону медали, вылившись в достаточно комплексные правила и большое количество мелких деталей. Если вы собираетесь играть в Аркхэм Хоррор, приготовьте пару квадратных метров свободной поверхности и выпроводите из комнаты животных и совсем маленьких детей, которые даже будучи живым воплощением идеала, просто за счет неизбежной непоседливости обязательно внесут сумбур в десятки аккуратно разложенных стопок карт. Ну, и естественно вы должны быть готовы к тому что даже у опытного игрока подготовка к игре занимает не менее 20 минут (а в вики и на официальном сайте начинается с 30). «Ну, будете у нас на Колыме — милости просим! — Нет, уж лучше вы к нам». Вопрос крайне спорный. Но не забывайте, что игровой процесс этого стоит!

6

Цена. Несмотря на ужесточение экономического кризиса, цены продолжают удерживаться в районе 4000 рублей за счет массовости производства и того что создатели перешли на стратегию заработка через дополнения. Вполне приемлемая сумма по современным меркам. Игра более чем того стоит. К тому же большая часть игр такого уровня сейчас стоит дороже (речь идёт о зарубежных изданиях).

7

Правила. Продуманность мира сказалась на правилах точно так же как и на подготовке к игре. Они достаточно сложны и надежда после нескольких партий отложить книжку с правилами в сторону растает как дым. Однако стоит заметить что подход к ситуации тут сильно зависит от уровня игрока. Для любителей настольных ролевых игр правила «Ужаса Аркхэма» не составят проблем. А вот для игрока казуального есть весьма удобно составленная книга правил с их разбором на конкретных ситуациях. Так что, несмотря на всю сложность, правила доставят вам всего одну проблему — необходимость смириться с тем что вы их не выучите.

Механика. Если вы согласились с предыдущим выводом, то механика вас только порадует. Предусмотрено практически все. Ранения и финансовые затраты на их восстановление. Поведение и внимательность монстров. Слычайные события вплоть до погоды в городе. Все это сбалансировано и непротиворечиво. Так что может вызывать нарекания только у очень привередливого игрока, ну, или критика, не желающего принимать игру как данность.

Влияние элемента случайности. Проверки умений происходящие во время взаимодействия игроков всегда осуществляются с помощью шестигранных кубиков. Причем за счет проработанности механики такое понятие как автохит , или авто-что-нибудь, принципиально невозможны. И это верно, ведь даже «теория вероятности» отрицает 100% вероятность какого-бы то ни было события. Тем не менее, нельзя и отрицать влияние случайности, ведь по правилам выбор персонажа за которого вам предстоит играть осуществляется в слепую.

8

Уровень взаимодействия между игроками. В каждой кооперативной игре он достаточно высок, ведь без остальных выиграть крайне затруднительно. Однако в непредсказуемом мире «Ужаса Аркхэма» взаимодействие становиться неизбежным атрибутом каждого момента. В отсутствии механизмов управления (формальных званий или просто возможности обойти другого персонажа за счет подавляющего превосходства в ресурсах) договариваться приходится всегда, в каждой фазе раунда… Стоит ли подарить с трудом добытый пистолет другому члену этой команды? И даже если у тебя остается другой, побольше, ты же так здорово наловчился стрелять с двух рук. Зачем? А если потом придется решать кто пойдет сражаться с монстрами, а кто набивать карманы припасами? Ведь у тебя два пистолета, а у твоего товарища, благодаря твоему решению, ни одного… А если?… А если?… И так после каждого броска кубиков, после каждой открытой карты. И хотя героем Аркхэма может стать только один, выиграть он может только в команде. Ведь если в этом ходу ты не протянешь руку товарищу, на следующем уже тебе не хватит несчастного доллара чтобы оплатить лечение. Если сейчас ты не выполнишь задачу, которая нужна группе, то в следующем раунде может быть уже поздно, а через раунд последствия не расхлебать уже никому.

Реиграбельность. Даже простая математика говорит о том, что при 8 вариантах Древних и 16 персонажах определяемых случайно, количество вариантов очень высоко. А если учесть сочетания карт открывающихся каждый раунд, я не говорю уж про индивидуальные события происходящие с каждым игроком… Можете смело быть уверенным, что без подтасовки, двух одинаковых партий у вас никогда не случится. Хотя… Результат, как правило, идентичен — поражение, поражение, поражение…

Атмосфера. Какой по вашему может быть игра, созданная по произведению писателя творчество которого породило совершенно новый жанр? А если добавить профессионально изготовленные высококачественные иллюстрации? А если добавить проработанную детальную механику? Поверьте, если чтение правил не будет занимать у вас большую часть времени, вы скоро обратите внимание на фразы «Я этот ужас просто не перенесу!», «Уберите от меня эту тварь!», «Да кто тебя из психушки выпустил?!» так часто встречающиеся в фильмах ужасов. Только звучать они будут от ваших партнеров по игре. И возможно немного в другом формате. Как правило 18+.

9

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). За счет одновременного совершения действий ждать собственного хода приходится только в фазах контактов. Но с учетом того, что действия игроков связаны единой стратегией ожидание в течении чужого хода не столь утомляет, в силу невольно устраиваемого тотализатора. Ведь если сейчас не справится твой товарищ, следующим на этой миссии можешь быть ты. Однако в сложных партиях, с продолжительностью в пару часов, эффект ожидания может дать о себе знать. Но скорее потому что вы слишком долго сидите на одном месте, чем от плохой организации процесса.

Информативная загруженность компонентов. Не тот вопрос который будет беспокоить вас в этой игре. Каждая карточка содержит минимально необходимый набор информации. Так что разбегающихся в поисках нужного текста глаз у вас не предвидится. Правда расплачиваться за это придется поиском подходящей колоды для карты которая вам нужна. За всё в этом мире приходится платить…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Отличительной чертой этой игры является то, что несмотря на задуманную кооперативность, в нее можно играть и в одиночку. Именно за одного персонажа, а не как в другие кооперативки, взвалив на себя роль свою и «того парня». Такой режим предусмотрен игрой изначально. Более того, финальная битва в нем проходится легче всего (механика компенсирует отсутствие союзников и высокую вероятность пробуждения Древнего). Но это и, пожалуй, самый скучный режим в игре, ведь получаемые впечатления дает в первую очередь команда. Чем больше команда, тем сложнее финальная битва, тем больше решений приходится принимать по дороге и тем большая конкуренция за звание героя Аркхэма, которое согласно правилам может получить только один. Хорошо продуманный и реализованный мир способствует высокому уровню атмосферности и погружению в игру. Однако, постоянный эмоциональный накал и сложность подготовки игрового процесса навряд ли позволят вам сыграть более пары партий за вечер. Но даже эти игровые сессии вам запомнятся и будут обладать послевкусием просмотра хорошего триллера.

Резюме и рекомендации

Перед вами высококачественная, как по механике, так и по материалам компонент и иллюстрациям игра. Это позволяет ей оставаться на высоких позициях в списке продаж, несмотря на то, что ее первый выпуск состоялся в далеком 2005 году. Если вы не боитесь сложных задач и непростых выборов, если необходимость почитать (правила) и подумать (над их применением) вас не пугает. Или если вы просто поклонник ужастиков. Тогда эта игра для вас. Да, вы не будете доставать ее с полки каждый день. Да, не каждая игра будет заканчиваться вашим выигрышем, но каждая игра доставит вам удовольствие от погружения в придуманный мастером жанра мир и реализованный специалистами своего дела.

4

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

  • 2006 Golden Geek Best Gamer’s Board Game Nominee
  • 2007 Tric Trac Nominee

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Играйте с удовольствием!

Обзор подготовил Игорь Павлов (специально для нашего блога).

Ужас Аркхэма

Оставьте комментарий