Обзор № 59 от 14 июня 2018 г.
Рынок настольных игр продолжает расти и развиваться по всему миру. Но не всё так радужно, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны увеличение количества новых игроков в индустрии должно привести к росту качества продукции, с другой… С другой у потребителей возникает серьёзная проблема — сложность выбора.
На сегодняшний день, предложение превышает спрос. Объективно. Ассортимент просто огромен. Теперь приходится отделять зерна от плевел. И каждая новая покупка — это долгий процесс подготовки и изучения всех плюсов и минусов. На отечественном рынке подобная ситуация в новинку. Ведь ещё год назад — любая локализация воспринималась как манна небесная. Сейчас же это скорее очередной удар по бюджету и превращение хобби в коллекционирование… Что не есть положительная тенденция.
Но к чему это я? Ах, да… Отыскать бриллиант среди сотни подделок стало сложнее. И именно так произошло с настольной игрой Кланы Каледонии, представленной на Эссене 2017. Казалось бы — очередное евро с привычным артом. Ничего сверхъестественного, проходите мимо. И многие проходили… Но как же они заблуждались… И как же ошибался я. Сегодня мы поговорим именно об этой игре. Встречайте Clans of Caledonia (Кланы Каледонии)…
Краткие характеристики
- Тип: Стратегия
- Издатель: Karma Games, CrowdGames
- Сложность правил: Средние
- Время игры: от 20 до 120 минут
- Количество игроков: от 1 до 4 игроков
- Возраст игроков: от 12 лет
- Язык: Языконезависимая.
.
ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ И ПРЕДЫСТОРИЯ
«Кланы Каледонии» — это комплексная экономическая игра, события которой происходят в Шотландии XIX века.
Процитируем игровые правила…
«В те времена Шотландия переживала промышленную революцию, что оказывало большое влияние на её торговлю и экспорт. С увеличением численности населения росло производство еды, импортируемый дешёвый хлопок вытеснял льняные изделия, а разведение овец становилось почти повсеместным. Нашествие виноградной тли в конце XIX века сильно ударило по производству вина и бренди во Франции, но дало толчок к развитию индустрии шотландского виски, который начал поставляться в качестве замены коньяка и быстро получил статус элитного алкогольного напитка во всей Европе.
В этой игре вы возглавите известные исторические кланы, не похожие друг на друга. Вам предстоит соперничать за производство, торговлю и экспорт сельскохозяйственных товаров, а также своего знаменитого виски!»
МЕХАНИКА ИГРЫ
Многие знают, что настольная игра Кланы Каледонии — выпускник площадки Kickstarter. Почти 6,5 тысяч поддержавших проект. Вы только вдумайтесь в эту цифру. А всё, что обещал автор — это уникальный коктейль известных механик, включающий в себя элементы построения «движка» (как в Terra Mystica), динамичный рынок (как в Navegador) и экспортные контракты (как в Voyages of Marco Polo). Ну, да. Ещё был арт от Клеменса Франца, не претендующий на звание уникального и деревянные фишки разных видов. И тем не менее проект оказался успешным…
Спустя время появилось большое количество сравнений с гениальной Терра Мистикой и конечно же Проектом Гайя… Автор изначально говорил о том, что часть игровых механик заимствована, поэтому не стоит удивляться. Порядок и принцип размещение первых рабочих на игровом поле; Получение бонуса за соседство на прилегающих территориях; Принцип распространения по игровому полю, с учётом уровня навигации; Победные очки за самое большое поселение… Ничего не напоминает?
После подобных совпадений, многие даже стали называть Кланы Каледонии — семейным вариантом Терра Мистики. И в чём-то они правы. Но не нужно думать, что Кланы лишились самого важного — глубины. Статус «семейная» ещё не означает — простая… Здесь просто меньше исходных параметров, вариантов, а в результате больше динамики.
Игровой процесс
Игровой процесс любой евро игры как правило представляет из себя последовательность действий, которые игроки выполняют по очереди. Кланы Каледонии ничем вас не удивят. Партия длится ровно 5 раундов, каждый из которых состоит из 4 фаз: Подготовка, Действие, Производство и Слава.
Подготовка — во время этой фазы игроки узнают бонус (жетон Славы) следующего раунда, за который можно получить победные очки и возвращают своих торговцев на личный планшет.
Действие — игрокам доступно несколько вариантов действий, которые они выполняют по очереди
- Торговля — покупка/продажа товаров на общем рынке;
- Получение Экспортного контракта — получение задания;
- Заселение — выставление своей фишки на игровое поле;
- Улучшение поставок — по сути навигация для увеличения радиуса заселения;
- Улучшение технологий — для получения большего дохода во время фазы Производство;
- Наём торговца — только торговцы могут покупать/продавать товары на рынке;
- Выполнение экспортного контракта — получение положенных бонусов;
- Пас — завершение текущего раунда конкретным игроком и получение денежного вознаграждения, а также определение очерёдности хода в следующем раунде.
Производство — игроки получают доход в виде монет, товаров сырья и товаров продукции. Да, именно в эту фазу, вы сможете сварить из своего молока сыр, или испечь хлеб из выращенного или только что купленного зерна.
Слава — в конце раунда игроки получают победные очки за выполнение требований жетона славы (например за каждую территорию стоимостью 5-6 монет, которую занимает игрок положено 3 победных очка и так далее).
Вот казалось бы и всё! Но… Самое сладкое в этой игре — деньги. Считайте, что перед вами экономическая модель в миниатюре, максимально приближенная к реальности. Каждое ваше действие будет сопровождаться звоном монет. Покупка, продажа, заселение новых земель, модернизация, наём рабочих… Всё крутится вокруг денег, которых вам постоянно будет не хватать. Такова жизнь… А всё остальное — типа товаров и ресурсов, необходимо лишь для выполнения контрактов и грамотной торговли. Основа всей игры — это монеты… Игрок, который сможет найти правильный баланс между получением победных очков и монетами, и окажется победителем…
МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ
Оформление и исполнение. В сети достаточное количество не самых лестных отзывов об «однообразных» и «бездушных» работах австрийского художника Клеменса Франца. Рука мастера видна невооруженным взглядом. Вы все сталкивались с его последними работами — Каверна, Орлеан, Гранд Отель Австрия, Остров Скай, Королевские Товары… Всё это конечно же дело вкуса и спорить бесполезно. Но я не зря упомянул именно отрицательные отзывы… Поскольку, эти люди, выражающие своё недовольство, сейчас утверждают, что в Кланах Каледонии подобный арт выглядит невероятно гармонично. И это действительно так…
Автор игры в своё время упоминал, что постарался сделать продукт максимально доступным для широкой аудитории. Для снижения конечной стоимости внедрили ряд решений. Так в игре полностью отсутствует органайзер или инлей, коробка компактна настолько насколько это возможно, десятки фишек и жетонов подогнаны по размеру под обозначенные выше требования. В результате игра в разложенном виде потрясает воображение — «Как это могло всё уместится в такой маленькой коробочке»? И, да, арт Клеменса Франца действительно невероятно органично смотрится во всём этом великолепии… Хотя опять же — дело вкуса =)
Тематика и атмосфера. С одной стороны очень спорное решение сделать очередную ферму. Если быть откровенным, то в своё время я прошёл мимо именно по этой причине. Овечки, барашки, коровки… Всё это мы уже видели в Агриколе, Каверне и так далее. Но с другой стороны… Игровая механика так чётко легла на выбранную тематику, что невольно ловишь себя на мысли — пора заканчивать думать стереотипами.
Подготовка к игре. К сожалению, это ложка дёгтя в бочке мёда. Нет, сложного в подготовке к игровому процессу ничего нет. Всё предельно понятно и логично. Но для того, чтобы начать играть — потребуется в среднем минут 10. Один только планшет игрока требует расставить на нём около 40 фишек и жетонов. А теперь представьте, что уговорили супругу или друзей сыграть партейку, а тут такое… Предупреждайте заранее…
Цена. Знаете, есть такое выражение — «Ценности абстрактны, цены конкретны». На Западе стоимость игры начинается от 50 долларов США. В Европе уже чуть выше — и дешевле 55 евро, игру вы вряд ли найдёте. Говоря же о премиум издании (версии с Kickstarter), то вам придётся приготовить уже около 100 долларов США. Рассуждать в пользу бедных на тему — «но там всего лишь картон и деревяшки…» совершенно бессмысленно. Каждый для себя сам решает насколько содержимое соответствует ценовой политике продавца. В моём понимании цена на игру оправдана и она действительно стоит того, чтобы занять место в вашей коллекции. Учитывая предложение российского издательства CrowdGames на период проведения кампании в 2950 рублей, даже думать не о чем…
Правила. 12 страниц игровых правил, с подсказками, десятками иллюстраций и примерами из игры… Всё разложено по полочкам. Но учитывая, что перед вами комплексное евро с многообразием вариантов получения победных очков, неискушённым игрокам может быть немного сложно разобраться. Поэтому моя рекомендация — сыграть пробную партию с опытными игроками.
Механика. Как уже говорилось выше — никаких оригинальных открытий. Кроме одного. В игре всё логично от самого начала и до самого конца. Игровая механика полностью соответствует сеттингу. Решили разводить овец? Не вопрос. Значит вы будете обеспечены мясом и шерстью. Решили продать на рынке товар? Пожалуйста, только имейте в виду, что ваши поставки перенасыщают рынок и ваш товар дешевеет. И наоборот. Дефицит порождает спекуляцию… Всё как в жизни и примеров таких масса…
Влияние элемента случайности. К сожалению есть небольшой нюанс… Во время партии случайным образом будут появляться некоторые игровые компоненты, влияющие на выбор вышей тактики и стратегии (экспортные контракты и жетоны славы). Казалось бы своими действиями вы можете нивелировать влияние элемента случайности. Но есть один параметр, который ведёт к небольшому дисбалансу. Экспортные товары — хлопок, табак и сахар. Проблема в том, что благодаря этим товарам в конце игры можно получить значительное количество победных очков. Но их выход в игру — неконтролируем. Поэтому я бы рекомендовал полностью менять все контракты на новые, во время окончания раунда, чтобы уравнять шансы игроков, а не полагаться на случайность.
Уровень взаимодействия между игроками. В классическом евро прямого конфликта между игроками как правило не предусмотрено. Это нормальная ситуация, поэтому не стоит ждать от Кланов Каледонии чего-то неожиданного. Сжигать чужие запасы бочкового виски и воровать рогатый скот вы не сможете… Но, это не означает, что взаимодействие отсутствует полностью. Вы по-прежнему можете влиять на соперника своими решениями. Брать необходимый ему контракт, занимать «спорные» территории на игровой карте, ломать рынок своими продажами или заниматься откровенной спекуляцией, скупая какой-либо товар или ресурс… Поверьте, экономическая война куда серьёзней прямого конфликта.
Реиграбельность. 9 асимметричных кланов с уникальными свойствами, 16 вариантов игровой карты, 9 жетонов славы, возможность включения в игру дополнительных модулей (9 жетонов портов), 50 жетонов экспортных контрактов и десятки игровых стратегий. Каждая партия станет уникальной и неповторимой…
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Удивительно, но это одна из немногих игр европейской школы, которая играется на одном дыхании. Конечно вы не застрахованы от даунтайма (время ожидания собственного хода) при игре с опытными игроками. Они предпочитают просчитывать всё от А до Я. Но, учитывая, что количество доступных параметров для расчёта гораздо меньше, чем в играх подобного плана (Терра Мистика, Проект Гайя), партия будет проходить динамично. Ведь единственная проблема с который все игроки будут сталкиваться постоянно — нехватка монет… а точнее монеты. Вот увидите. Ровно одной постоянно не хватает =)
Для сравнения — дуэльная партия опытных игроков занимает всего 30 минут!
Информативная загруженность компонентов. Иконографика на высоте. И это не преувеличение. Все обозначения предельно понятны и не вызывают никаких противоречий. Ничего лишнего, всего в меру.
Игровое пространство. И ещё одно преимущество перед стратегиями подобного плана. Игра достаточна компактна в разложенном состоянии. Игровое поле, планшеты игроков, планшет контрактов, рынок и банк с ресурсами. Конечно же это не походный вариант, но вокруг стола точно не придётся ходить, как это наблюдается в том же Проекте Гайя при игре на 4 игроков.
РЕЗЮМЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Очень сложно пытаться дать объективную оценку игре, которая покорила с первой партии. Но тем не менее я постараюсь…
Плюсы или положительные стороны:
- Средний порог вхождения, что позволяет игре оказаться в категории семейных. Объяснение правил занимает не более 20-30 минут, но я бы рекомендовал сразу начать первую партию, в которой будут отработаны все возможные действия;
- Динамичный игровой процесс. Дуэль опытных игроков займёт от 30 до 45 минут. Для игры подобного уровня — это отличный показатель;
- Понятная иконографика и полное отсутствие текста на игровых компонентах, что делает игру языконезависимой;
- Наличие соло режима, который в современных реалиях оказался достаточно востребованным;
- Интуитивно понятный игровой процесс. Игра сама подталкивает к выполнению того или иного действия. Всё, что происходит в игре — максимально логично и не требует глубоких расчётов;
- Модульное игровое поле и 16 вариантов игровой карты;
- Присутствие асимметричных кланов, которые вносят в игровой процесс разнообразие и увеличивают реиграбельность;
- Несколько вариантов получения победных очков, что позволяет игрокам экспериментировать от партии к партии.
Недостатки или отрицательные стороны:
- Подготовка к игровому процессу (Setup), увы, занимает в среднем 10 минут. И проблема здесь только в количестве игровых компонентов. Запомнить стартовую расстановку, благодаря понятной иконографике, не составит никакого труда;
- Отсутствие органайзера для такого большого количество игровых компонентов — преступление по отношению к перфекционистам;
- Малое количество ассиметричных кланов и жетонов славы (один из вариантов получения победных очков в конце раунда);
- Наличие экспортных товаров и случайный выход контрактов приводит к несущественному дисбалансу игры в целом. Заметно будет лишь для опытных игроков, поэтому не стоит преувеличивать;
- Игра слишком хороша, чтобы быть правдой…
Искали качественную стратегию, но вас смущали сложные правила и заявленное время партии? Вы поглядывали в сторону Терра Мистики и Проекта Гайя, но уровень игр вам показался слишком высоким? А может быть вы устали от затянутых партий? Не пройдите мимо Кланов Каледонии. Невероятно динамичная, простая для понимания и глубокая игра, которая по праву занимает достойное место не только среди игр для искушённых игроков, но и идеально вписывается в семейный сегмент. А это дорогого стоит.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ
Я никогда не скрывал своих предпочтений. Для меня продолжительность игровой сессии не должна превышать полутора часов. Если рассматривать ситуацию в идеальном мире — 60 минут. Я люблю себя и своё время. Мне кажется, что это нормально. Игра должна масштабироваться по количеству участников. То есть не должно быть особой разницы между игрой вдвоём и вчетвером. Реализовать подобное сложно, но всё же. И… мои требования не означают, что я не знаком с играми уровня Терра Мистики. Эти самые пожелания и появились после знакомства как раз с такой тяжёлой артиллерией. Поэтому мой скепсис при первой партии в Кланы Каледонии был оправдан. Но как же я приятно удивился. Удивился настолько, что игра занимает теперь первое место в моём личном топе. Рекомендую!
МНЕНИЯ ОБ ИГРЕ
Высоцких Сергей (ведущий, участник проекта Board Game Community):
«Мне довелось сыграть в Кланы Каледонии только один раз. Дуэль за 45 минут. Но этого хватило, чтобы я влюбился в игру. Подобное евро я искал давно. Еще когда болел Терра Мистикой я хотел чего-то с теми же гексами, постройками, но более динамичного, реалистичного, тесного. Все это здесь есть. Динамика, конкуренция игроков, активный рынок, элегантность правил, ассиметрия. Все в игре для меня замечательно. Даже оформление, уж на что я всякие фермы не люблю, мне приглянулось. Даром то, что в игре есть виски! Ну и овцы-ежики просто смешны. Только, видимо, буду брать игронайзер, так она мне понравилась, а хранить в родной коробке, как верно сказал Вассэл, ну очень трудно…»
Моисеенко Андрей (Ценитель виски и еврогеймов):
«Кланы Каледонии настолько прекрасны, что на ближайшей кампании я куплю себе вторую коробку. Еще не знаю кому, но очень хочется их подарить. И вот тот случай, когда понимаешь, что кем бы ни был этот счастливчик — игра ему зайдёт ).»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ
- Первое издание игры увидело свет в 2017 году. Презентация состоялась на международной выставке в немецком Эссене;
- Игра является успешных выпускником американской площадки народного финансирования Kickstarter;
- На июнь 2018 года уже отпечатано два мировых тиража игры;
- Автор игры: Juma Al-JouJou (также имеет в своём портфолио настольные игры: Preety Ugly, Fette Ernte, Green Deal);
- Иллюстрации принадлежат известному дизайнеру — Klemens Franz;
- В России Кланы Каледонии будут локализованы компанией CrowdGames. Официальный релиз назначен на сентябрь 2018.
Награды и номинации
- 2017 Golden Geek Board Game of the Year Nominee
- 2017 Golden Geek Best Strategy Board Game Nominee
- 2017 Cardboard Republic Architect Laurel Nominee
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
- Качество игровых компонентов – 9 из 10
- Оригинальность каждой партии – 9 из 10
- Глубина игрового процесса – 9 из 10
- Динамичность каждой партии – 9 из 10
- Рейтинг Boardgamegeek.com (57 место на 15.06.2018 г.) — 8.1 из 10
- Уровень взаимодействия между игроками – 9 из 10
- Рейтинг команды FunMill.ru – 9 из 10
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- Обзор игры на информационном портале tesera.ru;
- Страничка игра на информационном ресурсе BGG;
- Страничка игры на площадке Kickstarter;
- Официальный сайт издательства Karma Games;
- Официальные правила игры на русском языке;
- Официальные правила игры на английском языке;
- Купить игру в г. Санкт-Петербург.
Играйте с удовольствием!
Обзор подготовил ПитоН.