Раптор (англ. Raptor)

Обзор № 56 от 04 марта 2017 г.

Я всегда пишу вступление в последнюю очередь. Для меня это финальная черта и возможность обозначить некий посыл с которым создавалась конкретная статья. И сегодня это крайне трудно. Но самым сложным оказалась необходимость нащупать тонкую грань, между собственным мнением и тем, что хотят от тебя услышать. На волне восхищённых отзывов и рекламных слоганов очень странно идти против системы и толпы. Вроде бы и смотрят на тебя искоса, но и слушают в то же время. А ты делишься мыслями и думаешь, как бы твоё мнение не превратилось из частного в общее. Как бы не начать рассуждать под копирку и как бы сформулировать мысль так, чтобы она не задела чувств этого большинства, и как дать понять, что субъективная критика это не оценка, которую ставят в школе. Это лишь мнение, которое рождается, исходя из личного опыта. Но сложнее всего оказалось объективно подойти к оценке механики игры, которая понравилась, но содержит в себе ряд недостатков. И вроде бы ты закрываешь на них глаза, потому, что игра ведь хороша, но ты знаешь о них. Значит должны узнать и другие… Или я не прав?

1

Краткие характеристики

  • Тип: Дуэльная игра
  • Издатель: Matagot, Lavka Games
  • Сложность правил: Средние
  • Время игры: около 30 минут
  • Количество игроков: для 2 игроков
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: английский/русский.

.

СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Как говорится: встречают по одёжке, а провожают по уму. Настольных игр это тоже касается, поэтому начинаем мою любимую рубрику «Очумелые ручки». Обращаю ваше внимание, что рецензия составлена на зарубежный экземпляр игры. Не думаю, что локализованная версия будет сильно отличаться, не считая наличия дополнительных игровых компонентов (как было анонсировано перед издание). Ну, поехали…

uu9rwzm7qnm

Что может порадовать в зарубежном издании:

  • Размер коробки чуть меньше чем стандартный Каркассон Средневековье 254 на 200 на 55 мм. Поэтому в вертикальном положении будет вписывать в любую коллекцию;
  • Оформление и иллюстрации… на любителя. Я не могу сказать, что сильно восхищён, но и отнести это к недостаткам не совсем правильно ;
  • Хорошая детализация миниатюр. Конечно хотелось бы видеть, чтобы все были разные и особенные, но нет. На охоте 3 клонированных учёных. Ну, а что, если раптор голодный и наука не успевает его подкармливать?…
  • Плотные двухсторонние игровые тайлы, обеспечивающие игре высокую реиграбельность;
  • Карты. О, да. Европейские карты — это прекрасно. Фактура лён, вырубка приятная, арт… так себе, но сойдёт;
  • Всё! А что вы хотели услышать об игре в которой колода карт и немного миниатюр?

Наконец-то можно включить плохого парня. Недостатки:

  • Что вы надеетесь увидеть внутри коробки за 25 евро? Маленькой коробки, с небольшим количеством игровых компонентов… Органайзер? Пффф… Вот вам инлей, пусть и сравнительно плотный и пару пакетиков с зип-локами. И не важно, что инлей спроектирован таким образом, что половина компонентов, типа планшетов и игровых правил будут болтаться где-то сверху;
  • Толщина планшетов игроков — экономим на бумаге. По сути это не игровые планшеты, а карточки с подсказками. Никакой смысловой нагрузки они не несут. Вы вполне обойдётесь и без этого баловства. Но раз уже позиционируется как игровой элемент, то почему бы не сделать его плотнее?
  • Захотелось антуражу? Не вопрос, в игре есть сборные фишки деревьев. Вот только они разлетятся, как только вы поместите их в коробку. Лично мне не доставляет удовольствия постоянно собирать игру по кусочкам. Но, я слишком привередлив;
  • Жетоны огня. Вы серьёзно подкидываете нам простые картонки за эти деньги? Неужели нельзя было придумать что-то поинтереснее? Но, это мысли вслух;
  • Достаточно вредничать и наговаривать. Игра совершенно не о том.

В целом Matagot абсолютно ничем не удивил в этот раз. Совершенно не примечательное оформление. Да, есть миниатюры, да, есть антураж, но всё-таки чего не хватает. Может не хватает моей любви к подобной тематике (отчего мнение выходит слишком субъективным), а может дело и в том, что объективно где-то не докрутили и недоработали. Ну, зачем в игре одинаковые миниатюры? Почему карты со схожими действиями имеют одно и то же оформление? Мелочи, крохи, но придраться-то нужно старому ворчуну. И вот так и складывается общая картина по кусочкам. Нет гармонии. А жаль…

ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ И ПРЕДЫСТОРИЯ

Уединённый остров в Тихом океане. Наши дни.

«Экспедиция готовится высадиться на берег. Разведывательный отряд вернулся израненным и подтвердил уже известную нам информацию: не все динозавры вымерли! На этом острове живет самка велоцираптора с детенышами. Мы уже видели пятерых, но их может быть гораздо больше! Наша цель — захватить детенышей живыми или нейтрализовать их быструю и свирепую мать. Это будет схватка не на жизнь, а на смерть, но любой настоящий учёный хотел бы оказаться на моем месте! Охота начинается!» — Профессор Линденброк, палеонтолог!

i7fwgmz709w

Красиво, да? А по сути есть группа учёных, которая решила, что им обязательно нужно изучить доисторических рептилий. Есть рептилии, которые гуляют по джунглям и никому не мешают. Но будь всё так просто, не получилось бы игры. Поэтому у одних цель, либо поймать трёх малышей, либо усыпить мамашу-раптора, а вот у ящеров цель — выжить. Ведь все мы знаем, что произойдёт, как только они попадут в места для экспериментов… Трое малышей должны либо бежать, либо взбешённая мамаша может сожрать всех «человеков» на карте. Всё в рамках закона дикой природы. Либо ты, либо тебя…

МЕХАНИКА ИГРЫ

По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик. Начну сначала умничать, а потом расскажу об игре человеческим языком. Игра всё-таки для простых смертных создавалась…

  • Action Point Allowance System — очки действия. Игрок располагает ограниченным числом очков действия каждый ход (раунд или другой промежуток игрового времени). Он может тратить их на действия, выбирая те из доступных и оплачивая цены в очках, пока очки не кончатся. Так в Рапторе количество очков действия напрямую зависит от номиналов разыгранных соперниками карт;
  • Grid Movement — перемещение по клеткам. Игровое поле разделено на специальные клетки (области) по которым разрешено перемещение;
  • Hand Management — управление рукой карт. Игры с такой механикой — игры, в которых игроки получают игровую выгоду, разыгрывая карты в определённой последовательности или определёнными группами. Оптимальные последовательности и группы могут меняться в зависимости от ситуации на игровом поле, а также сыгранных соперниками карт. Управление рукой карт означает извлекать наибольшую пользу из тех карт, что удалось взять в руку. Кроме того, карты могут иметь несколько игровых назначений. Данная механика часто отвечает на вопрос: «Что я могу сделать в этот ход?». Ответ: «Это зависит от того, что у меня за карты на руке».;
  • Modular Board — модульное поле.  Игровое поле формируется перед началом партии случайным образом, но по определённым правилам. Именно эта игровая механика в Рапторе увеличивает реиграбельность, поскольку стартовая раскладка тайлов имеет влияние на дальнейшую тактику и стратегию;
  • Simultaneous Action Selection — одновременный выбор действий. В Рапторе игроки одновременно разыгрывают одну карту с руки, и сравнивают значение номиналов. В зависимости от разыгранных карт происходит то или иное событие на игровом поле;
  • Take That — как правило присуще карточным играм, в которых происходит прямое воздействие на соперника, его уровень, количество жизней и прочее.

gk-t62bbrx8

Для того, чтобы понять игровой процесс, приведу вкратце основы основ.

  • После формирования игрового поля, игрок, защищающий честь и достоинства рептилий, расставляет все 5 своих миниатюр согласно правилам игры;
  • Соперник (учёные) выставляет 4 свои миниатюры в зависимости от решения ящеров. Остальные фигурки будут составлять запас;
  • Игроки замешивают свои колоды, состоящие из 9 карт и тянут случайным образом три карты на руку;
  • Затем игрок разыгрывает одну из своих карт одновременно с соперником, выкладывая её лицом вверх рядом с игровым полем;
  • Игрок, номинал карты которого меньше, выполняет особое свойство карты (описано более подробно в правилах игры);
  • Игрок, номинал карты которого больше, выполняет такое количество действий, которое получается при вычитании из большего номинала меньшего (если правилами не предусмотрено иного);
  • Цель учёных — используя свои особенности, захватить трёх малышей Раптора или усыпить снотворным мамашу;
  • Цель Раптора — спасти трёх малышей, обеспечив им побег из диких джунглей, либо уничтожить всех учёных на игровом поле путём их лютого и безжалостного поедания.

На самом деле все правила уместились в нескольких предложениях, но игра оказывается более глубокой, чем могло показаться на первый взгляд. И ваше первое мнение обязательно ещё изменится. Нужно лишь провести несколько партий…

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. И вроде бы Matagot, и вроде бы не за что ругать, но… Скажу вам так, европейское качество не всегда на высоте. Да, у них отлично работает форма обратной связи при обнаружении брака, да, они молниеносно реагируют на пожелания своих потенциальных клиентов, да, они французы и они классные. Но этого недостаточно. На Эссене 2016 это была единственная крупная компания, у которой цены павильона не соответствовали официально заявленным. А также они одни из немногих, кто принимал к оплате только наличные без кассового аппарата. Вот вам и Европа… Но вся эта прелюдия лишь к тому, что по моему мнению самооценка у этого издательства слегка завышена. И как бы ценовая политика не соответствует, к примеру моим представлениям о ценообразовании. Игра сделана добротно, красиво, но в то же время халтурно. Сомнительный арт игровых карточек. Нет, не плохой. Сомнительный. К тому же картинки дублируются, миниатюры не уникальны, жетоны огня как-то дёшево выглядят. Вот тебе и исполнение. Хотя многие хвалят… но сколько людей, столько и мнений…

Тематика. Человек — создание привередливое. Одним нравится космос, другим нравятся гномы и эльфы, третьи любят абстрагироваться и отдают свои предпочтения сухим расчётам. С этим ничего не поделаешь. А знаете историю игры? Изначально её разработали по заказу Sophisticated Games. Она была основана на книге Джона Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Отличный вариант развития событий. Не находите? Отряд Торина и огромные разумные пауки Лихолесья. Эпичная схватка, что не говори. Но потом, что-то пошло не так, игру завернули и своё второе рождение она получила в том виде, в котором мы сейчас её лицезреем. Вам больше нравится Толкин? А кому-то Jurassic Park. И что теперь делать? Клепать как одно из известных издательств вариации на тему Castle Panic? Отвлёкся, простите. У меня лично доисторические зверушки вызывают только одну ассоциацию — наклейки из одноимённой жевачки в девяностых и испорченный ими холодильник. Больше никаких положительных эмоций. Но сеттинг настолько удачно лёг на игровую механику, что даже я проникся. Здорово получилось.

iqwoqidqlr4

Подготовка к игре. Если в коробке 15 миниатюр, несколько жетонов, игровое поле, которое нужно собрать из 10 элементов и у вас есть образование как минимум начальной школы, то никаких проблем вы не испытаете. Быстрее только неполная сборка-разборка автомата Калашникова. Всё гениальное — просто. Не перестаю удивляться.

Цена. Знаете, как сказал Ницще: «Однако нищих следовало бы вовсе уничтожить! Поистине, досадно давать им и досадно не давать». Вот здесь именно такой случай. И я не хочу сейчас углубляться в стоимость прав, производства, размер тиража, который сильно влияет на конечную стоимость. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»… Ой, потянуло меня что-то. Но давайте объективно: в России розничная стоимость коробки будет составлять порядка 2500 рублей. Учитывая среднюю покупательскую способность населения (я говорю о крупных городах) и количество игровых компонентов… опять… Простите, но это не для нашей страны. В Америке стоимость игры начинается от 25 долларов США, в Европе (например на немецком Амазоне) от 25 евро. Делаем выводы. Да, включаем сюда расходы на доставку, таможню, локализацию… и не получается, ну никак, 2500 рублей. Возможно политика партии будет пересмотрена. Уже сегодня российское издательство Лавка Игр включает дополнительные бесплатные «плюшки». И допускаю, что к моменту запуска станка игра дойдёт (как на дрожжах) до озвученной суммы. Но, кто знает…

6tbmhsmso74

Правила. Люблю когда всё просто и интуитивно понятно. Но как выясняется, правила всё-таки нельзя доверять авторам игры. Этот буклет должны писать люди, которые с одной стороны являются профессионалами своего дела, с другой же стороны — впервые видят его. Именно их сотня вопросов и поможет правильно сформулировать инструкцию по применению. Что, уже подумали, что правила плохо написаны и я опять недоволен? Удивительно, но они отлично структурированы и дают понять об игре практически всё после первого прочтения. Отличные иллюстрации, советы по тактике, памятка с частыми ошибками игроков. Вроде бы всё здорово, но некоторые трудности всё-таки возникнут с пониманием того, что же такое тайл, что такое клетка, что такое участок и так далее… Не без этого.

Механика. Велосипеда здесь не изобрели. Разыгрываете карты, учитывая тактику соперника, пытаетесь прочитать в его глазах и вычислить тайные планы, блефуете, проигрываете, злитесь от того, что приходит младшая карта… Вроде бы банально и ничего особенного. Но как-то это всё цепляет. И цепляет именно широким спектром возможных исходов. Да, количество действий ограничено, свойства карт ограничены, но если всё это соединить воедино, получается невероятно многогранный механизм. Как с нотами. Сколько уже мелодий создало человечество? А всего-то до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до… То-то же!

x-nzecoaot8

Влияние элемента случайности. А вот здесь я попрошу всех пригнуться, потому что в огород разработчиков полетит просто огромный камень моего недовольства. Ну, как же так? Почему это происходит? Я слишком серьёзно отношусь к этой игре? Ведь всё можно просчитать, можно блефовать, обманывать, выстраивать хитроумный план и предугадывать действия соперников. Но как только доходит дело до кульминации и ты находишься в маленьком шаге от победы, всё начинает зависеть исключительно от той карты, которая приходит тебе в руку.

И скорее всего казуальные игроки не заметят этого недостатка, и возможно кому-то он приносит дополнительный фан и волнение… но мне… а что мне, это моё субъективное мнение. Я не перестаю меньше любить эту игру из-за подобного недостатка. Пусть будет так. Пусть невозможно повлиять на ситуацию доступными способами, пусть остаётся место случайности. Всё-таки, взяв в руки эту игру, я понимаю — карты невозможно посчитать на все 100 % Главное, чтобы это понимали и вы, совершая очередную покупку.

Уровень взаимодействия между игроками. Не умеете проигрывать? Негативно относитесь к конфликтным играм? Пора учиться. Либо вы принимаете этот мир таким, какой он есть, либо продолжаете строить песчаные замки. Дуэль как бы подразумевает борьбу умов. И здесь это будет очень остро ощущаться…

Реиграбельность. Это один из самых важных параметров для любой дуэльной игры. У игроков должно появляться желание сыграть ещё, и ещё, и ещё… попробовать новые тактики, сменить светлую сторону на тёмную, изменить ландшафт. И игра позволяет всё это сделать. Конечно же вариативность достигается именно игровым полем, на котором расположены препятствия. И именно они определяют, что же будет происходить дальше. Открытая простреливаемая местность или дикие джунгли, в которых невозможно не заплутать… Твёрдая пятёрка.

4y5-zcq2-b8

Атмосфера. Лично для меня это качественный абстракт. Он совершенно не сухой и не терпкий. Сценарий написан очень добротно и декорации соответствуют. Но лично я игру воспринимаю скорее как шахматы, но никак путешествие по джунглям в поисках страшных существ. Может дуэльный характер игры накладывает отпечаток, а может, а может у меня не хватает воображения, хотя вроде бы на это не жалуюсь…

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Волшебная механика одновременного выбора действий снижает время ожидания собственного хода до минимума. Конечно это не отменяет времени на принятие решений. Но количество доступных действий и свойств не позволяет искусственным образом затянуть игру. И это определённый плюс, влияющий на продолжительность одной партии исключительно в положительную сторону.

Информативная загруженность компонентовПроще уже и быть не может. Вот, правда. Для того, чтобы запомнить несколько пиктограмм вам понадобится максимум одна игровая партия. Планшет с подсказками уже будет не нужен и игра будет проходить на одном дыхании. Редко сталкиваешься с подобным. Но здесь, как бы ситуация располагает. Было бы странно обратное.

Игровое пространство. А знаете, в процессе тестирования возник крайне интересный вопрос: почему большинство игроков выбирает вертикальное расположение игрового поля, а не горизонтальное? Никто не задумывался (если играли)? Возможно таким образом человек увеличивает своё личное пространство относительно соперника (игра всё-таки конфликтная и дотянуться будет тяжелее при накале страстей). А возможно просто вопрос привычки или удобства. Но как игру ни разверни, в лучшем случае — это значит что минимум журнальный столик. Всё крайне компактно и удобно. Этими свойствами и должна обладать каждая дуэльная игра. Поклонники Войны Магов — простите…

4ut98qgwqcg

РЕЗЮМЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Поскольку я поклонник минимализма и для меня как правило не существует компромиссов, разделим всё вновь на плохое и хорошее. Но помните, что мои минусы могут оказаться для вас плюсами и наоборот.

Плюсы или положительные стороны:

  • Очень низкий порог вхождения в игру. Понимание основ механики приходит уже через 5 минут после начала игрового процесса;
  • Невероятная реиграбельность, несмотря на ограниченное количество действий и маленькой колоды карт, которая достигается за счёт большого количества вариантов стартовой раскладки игрового поля;
  • Практически полное отсутствие даунтайма (времени ожидания собственного хода). И я не говорю о времени принятия решений. Вы постоянно вовлечены в игровой процесс и обязаны совершать то или иное действие;
  • Хорошо настроенный игровой баланс, наличие полностью асимметричных сторон со всеми их достоинствами и недостатками;
  • Наличие элемента блефа, что придаёт игре дополнительной остроты.

Недостатки или отрицательные стороны:

  • Высокий уровень влияния элемента случайности на исход партии в переломных моментах игры. Представленные игроку инструменты не позволяют нивелировать этот недостаток. К счастью, этот минус является плавающей ошибкой и не всегда вылезает наружу;
  • Высокое влияние стартовой расстановки на исход партии. Отсутствие опыта (не знания правил, а именно игрового опыта) априори будет приводить к поражению;
  • Высокое влияние стартовой руки в совокупности с расстановкой на игровом поле. Исход партии может быть решён уже после первых ходов;
  • Зачастую сложно выровнять ситуацию при допущении критической ошибки или удачного хода соперника.

На самом деле, если закрыть глаза на то, что в игре есть карты, которые могут в самый неподходящий момент повлиять на исход партии, то игра получает 10 баллов из 10. Но я не привык закрывать глаза на подобные вещи. Поэтому твёрдая восьмёрка. И эмоций игра подарит массу, и времени занимает не много, и подумать есть над чем во время игры. А карты… да, чёрт с ними. Хорошо хоть не кубики…

y2_dconquf8

Игру определённо буду рекомендовать всем новичкам, которые не знают с чего начать своё знакомство с настольным миром. Игра полностью к этому располагает. Отличный вариант для тех, кому трудно найти компанию и есть возможность играть только вдвоём. Но не забывайте, что любая дуэль — это прямой конфликт. Либо учитесь проигрывать, либо вам на курсы кройки и шитья… Ну, это моё мнение.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Самое интересное, что после первых партий сложилось очень неправильное мнение об этой игре. Показалось, что она совершенно не сбалансирована и учёные всегда имеют огромный перевес. Да, потом выяснилось, что не все правила верно трактовались. Да, потом всплыли нюансы по действиям раптора. И так одно за другое, потом пара десятков партий к ряду за одну фракцию (назовём красивым словом) на одном и том же игровом поле и начало приходить понимание. Зависит всё-таки исход партии в меньшей степени от того, за какую сторону вы играете. Главное следовать советам, описанным в правилах и выявлять опытным путём все инструменты, позволяющие «вытаскивать» даже самую провальную игру. Но мало выявить, нужно их ещё использовать. Учитесь блефовать и читать руку соперника. Это крайне важно. И вот когда вы научитесь это делать, игра заиграет совершенно другими красками… Правда всплывёт другой недостаток — случай… Здесь уже вам помочь ничем не смогу. Смиритесь. Я смирился и не жалею о том, что эта игра будет в моей коллекции. Она действительно достойная внимания…

P.S. Внимательный читатель обратит внимание, что я отмечаю хорошо структурированный правиле, в которых сам же и запутался. Неувязочка. На самом деле первые партии проходили под руководством одного из игроков. Т.е. с правилами я знаком совершенно не был. Будьте внимательны, когда начинаете играть. Лучше вас никто разобраться в сложностях перевода не сможет никто…

raptor-board-game-880x320

МНЕНИЯ ОБ ИГРЕ

Tata Tatafrost (игрок со стажем):

«Игра понравилась. Азартная 🙂 Реально после партии хочется сыграть ещё раз. Причём до конца нельзя предугадать, кто же реально победит. Даже когда кажется, что вот, всё, ещё пара ходов…. и у противника идёт замес карт! А когда рука полная, просчёт почти невозможен или ооооочень тяжёлый.»

Михаил Лойко (основатель проекта «Настолкомания»):

«Мнение об игре сугубо положительное. Мне очень нравятся игры с вызовом, играть за Раптора очень интересно, т.к. это требует не дюжих усилий для победы. Это реально заводит, хочется сыграть еще и еще, попробовать новые стратегии.»

Роман (руководитель проекта «Лавка Игр»):

«Это атмосферная асимметричная дуэлька с миниатюрами. Быстрая и динамичная игра с элементами погони. Новичкам рекомендую сыграть минимум 2 партии за разные стороны. Это вам даст понимание того, что все карты в игре полезны.»

P.S. Выражаю огромную благодарность Роману из Лавки Игр за предоставленный экземпляр настольной игры Раптор. Также отдельная благодарность Андрею Моисеенко за вычитку моего абсолютно безграмотного текста. Учите русский, господа, чтобы не было также стыдно…

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ

  • Первое издание игры увидело свет в 2015 году;
  • Её автором выступили Bruno Cathala и Bruno Faidutti;
  • Иллюстрации принадлежат Vincent Dutrait;
  • Изначально игра разработана по заказу компании Sophisticated Games и была основана на книге Джона Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Бруно Файдутти решил, что страницы, посвящённые стычке между отрядом Торина и огромными разумными пауками Лихолесья, окажутся достойной основой для дуэльной игры. Поскольку в разработке игр для двух игроков Файдутти не силён, он позвал в соавторы Бруно Катала. Сам Файдутти оценивает вклад соавторов так: он — 25% (за идею), Катала — 75% (за разработку и настройку игровой системы и сотни тестовых партий). Работа над игрой началась в 2011 году. После двух лет доведения до ума она так и не была издана. Спустя несколько месяцев после отказа от издателя Катала позвонил Файдутти и сообщил, что адаптировал игру под новый сеттинг. Вскоре им удалось подписать контракт с компанией Matagot;
  • В России игра будет локализована издательством Лавка Игр и поступит в розничную продажу уже в конце августа 2017 года.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

  • Качество игровых компонентов – 8 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 8 из 10
  • Глубина игрового процесса – 7 из 10
  • Динамичность каждой партии – 8 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (415 место на 03.03.2017 г.) — 7.5 из 10
  • Уровень взаимодействия между игроками – 9 из 10
  • Рейтинг команды FunMill.ru – 8 из 10

 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Играйте с удовольствием!

Обзор подготовил ПитоН.

Реклама
Раптор (англ. Raptor)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s