Обзор № 45 от 25 января 2016 г.
Одной из самых известных и насущных проблем всех настольных игр является отсутствие «полноценной» партии для двух игроков. Как правило настоящие шедевры раскрываются при определённом количестве участников. И их как минимум трое, если не больше. Красочные же картинки на коробке с изображением допустимого числа игроков призваны скорее расширить аудиторию. Маркетинг и не более. Поэтому, если в правилах вы видите параметр от 2 до 5, то будьте уверены, что вдвоём будет слишком скучно, впятером слишком долго, а четыре игрока может и не набраться по религиозным соображениям. В результате вы достанете с полки эту коробку несколько раз и, отчаявшись набрать оптимальный состав игроков, забросите её в самый дальний угол. Но есть настольные игры, механика которых по-честному разработана исключительно для двоих. Именно о такой игре сегодня и пойдёт речь. И давайте будем более честны друг с другом. Найти одного партнёра для приятного вечера куда проще, чем разыскивать компанию по интересам. Встречайте! Patchwork! Думаю, одна из самых ожидаемых локализаций 2016 года.
Краткие характеристики
- Тип: Абстрактная, семейная, для двоих
- Издатель: в России CrowdGames
- Сложность правил: Простые
- Время игры: от 15 до 30 минут
- Количество игроков: для 2 игроков
- Рекомендуется для 2 игроков
- Возраст игроков: от 8 лет
- Язык: знание языков не требуется!
.
СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ
«Это моя любимая рубрика», нашёптываю я, потирая ручки. «Приступим!»
Мне в руки попалась французская версия игры от издательства FUN Forge. Небольшая картонная коробка (200 на 200 на 45 мм) с удивительно приятным артом. Обращаю ваше внимание, что дизайн и оформление подвергается исключительно субъективной оценке. Поэтому не судите строго. Если вам не по нраву минимализм или тематика представленная автором и дизайнером, то постарайтесь рассмотреть игру с другой стороны. Вдумайтесь в её игровую механику, а остальное приложится. Наверное… (на фото авторский органайзер, в комплектацию игры не входит).
Итак, внутри нас ожидает 5 игровых планшетов с игровыми компонентами, два планшета игрока и игровой поле с изображением трека времени. Упаковано всё очень добротно. Планшеты приложены плотно друг к другу и обвёрнуты специальной лентой. Ничего не болтается и не трясётся. До поры до времени…
Отделяем компоненты от планшетов и обращаем внимание на их качество. Картон плотный, краски яркие и приятные для глаза, но вот заусенцы, которые остаются на мелких деталях (чего не наблюдается на лоскутах) слегка напрягают. Может именно поэтому было тяжело их отделять от планшета. У страха глаза велики. Как и вероятность повредить изображение. В остальном претензия только к отсутствию органайзера или банальных зип-локов (небольшие пакетики с застёжкой). Немного фантазии и желания сохранить свою игру помогут решить и эту проблему. А вот проблему со смещением изображения решать нужно на производстве. Уже поздновато. К сожалению, несколько компонентов страдают этой болезнью.
В остальном — игровые планшеты, тонкий буклет с правилами, уютное оформление. В целом очень и очень хорошо. Мне понравилось.
ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ и предыстория
Правила игра гласят: «Patchwork — это вид рукоделия, при котором изделие сшивается из кусочков ткани (лоскутков). В старину люди использовали кусочки ткани, оставшиеся после пошива одежды, для создания новых вещей. Сейчас пэчворк — это вид рукодельного искусства, позволяющий дизайнерам создавать новые текстильные решения из тщательно подобранных лоскутков ткани. Используя кусочки ткани различной формы, художники получают настоящие произведения искусства, поэтому техника Patchwork пользуется большой популярностью в наши дни.
Пошив красивого одеяла, однако, требует много времени и определенного мастерства. Частенько имеющиеся лоскутки никак не желают формировать красивый узор, поэтому тщательно выбирайте лоскуты для вашего одеяла и держите под рукой запас пуговиц. Вам нужно не только завершить вашу работу быстрее оппонента, но и постараться сделать сшить более красивое одеяло, чем у соперника.» Достойно. Вот правда. Не думал, что прочитать аннотацию к абстрактной игре будет настолько приятно. Элемент неожиданности может зацепил?
Если же говорить о цели игры, то игрокам предстоит заняться именно пошивом необычного одеяла при помощи специальных игровых компонентов, которые скорее напоминают классический тетрис, чем кусочки ткани. Игровым полем же для каждого «портного» будет служить планшет размером 9 на 9 клеток. Всё остальное — нюансы. Давайте разбираться…
МЕХАНИКА ИГРЫ
По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик.
- Card Drafting — выбор карт (в данном случае тайлов — лоскутков). Игры с выбором карт — игры, в которых игрок набирает себе карты из некоего общего фонда, чтобы получить немедленную игровую выгоду или поместить их себе в руку или другую свою персональную зону. Яркие примеры: Ticket to Ride. Игры, в которых карты просто добираются с общей колоды, не являются играми с выбором карт;
- Tile placement — размещение тайлов. Механика побуждает игроков выкладывать тайлы на поле так, чтобы извлекать выгоду (в том числе победные очки); вместо тайлов также применяются карты, жетоны, фишки и т.д. Яркий пример: «Каркассон». Некоторые абстрактные игры также используют эту механику;
- Time track — трек времени. Оригинальный механизм, позволяющий разработать множество интересных игровых стратегий и тактик. Очередной ход делает игрок, занимающий последнюю позицию на специальном треке, обозначающим перемещение игровых фишек. Это позволяет отстающему игроку восполнить утраченное преимущество и изменить диспозицию в свою сторону. При этом количество ходов не ограничено. Это правило действует до тех пор, пока игрок не окажется впереди любого из оппонентов, расположившихся на специальном треке;
А теперь, давайте вернёмся к игровым правилам и попытаемся понять — в чём же соль и откуда столько восторженных отзывов?
Каждый игрок получает в безвозмездное пользование один планшет игрока (именно его и нужно будет хорошенько проштопать), 1 жетон времени и 5 пуговиц (по совместительству денежные знаки, которых не коснулась нефтяная проблема). Далее игрокам необходимо подготовить игровое пространство:
- В центр стола выкладывается специальный планшет — трек времени (он двухсторонний, если что. Дизайнер попытался разнообразить игру и угодить всем. Как это получилось, судите сами);
- Жетоны времени игроков выкладываются на стартовую позицию. Друг на друга. А на специально отведённые места кладутся кожаные лоскутки (в количестве 5 штук);
- Вокруг игрового поля располагаются 33 разноцветных лоскутка — тайла в виде овала. Хотя форма у вас получится в зависимости от наличия свободного игрового пространства;
- Найдите в этом сумбуре лоскут размером 1 на 2 (самый маленький в игре) и поставьте между ним и следующим за ним по часовой стрелке нейтральную фишку.
- Всё готово для того, чтобы начинать игру.
Далее в таких же тезисах разберём игровой ход участника:
- Первым ходит игрок, который последний занимался вышиванием. Или тот, кто хотя бы раз играл в эту игру. Если и такового не найдётся — бросьте жребий. А то слишком много разглагольствований по этому поводу;
- В дальнейшем ход будет совершать всегда тот игрок, чей жетон времени будет находиться ближе к началу трека времени (т.е. тот, кто будет отставать). Таким образом игрок может сделать подряд несколько ходов до тех пор, пока его жетон не нагонит жетон соперника;
- У игрока будет в наличии всего два типа действий: 1. Осуществить перемещение по треку времени (таким образом, чтобы его жетон оказался на впереди стоящей клетке от жетона соперника) и получить такое количество пуговиц, которое соответствует числу пройденных клеток. 2. Взять и расположить лоскут (при этом игрок обязан уплатить за него то количество пуговиц, которое на нём изображено, а также передвинуть свой жетон времени на то количество делений, которое указано на данном лоскуте). Лоскут перемещается на игровой планшет игрока (и располагается на нём так, как пожелает игрок, но не внахлёст с другими элементами), а нейтральная фишка ставится на место лоскута который забрали. Обратите внимание, что брать можно только те лоскуты с игрового поля, которые лежат впереди нейтральной фишки по часовой стрелке, но не дальше третьего. Таким образом у вас всегда будет выбор из трёх тайлов;
- Как только оба жетона окажутся на последней клетке времени — игра завершается и начинается подсчёт очков;
- Вы не поверите, но это всё!
Важные нюансы, на которые стоит обратить внимание:
- На треке времени есть особые позиции, пересекая которые жетон времени игрока приносит определённые бонусы;
- Пересекая клетку с изображением кожаного лоскутка, игрок получает его (снимая с трека времени) и в тот же момент располагает на своём игровом поле. Это единственный способ закрыть имеющиеся бреши в вашем одеяле. Имейте это в виду;
- Пересекая клетку с изображением пуговицы, игрок получает столько пуговиц из общего запаса, сколько изображено на его тайлах, которые уже выложены (пришиты) на личном игровом планшете;
- Игрок, который первым заштопает на своём планшете квадрат 7 на 7, получает дополнительно 7 победных очков в виде специального тайла и звание «Лучшая швея фабрики Уве Розенберга».
Подсчёт очков:
- Сложите количество жетонов пуговиц, которое у вас есть в наличии;
- Прибавьте семь очков, если вы получили специальный тайл;
- Вычтите по два очка за каждую незаполненную клетку на вашем поле;
- Сравните с соперником и определите победителя.
МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ
Оформление и исполнение. Многие из нас уже привыкли к тому, что если игра печатается под лицензией иностранного издательства, то качество игровых компонентов оказывается на уровень выше. И это несмотря на то, что по сути печать происходит на одной и той же фабрике в Китае. Но сейчас не об этом… В целом игра оформлена на твёрдую пятёрку. Правда есть нюанс, который заставил обратить на себя внимание — на двух из пяти планшетов с игровыми компонентами произошло смещение изображения относительно центра. Впечатление слегка смазалось. Но видимо «кто не ошибается, тот не работает!» В остальном — картон плотный, оформление на мой вкус удачное и приятное. Дизайн… Мне понравилось. Думаю, на этом всё.
Тематика. Пора отдохнуть от сказочных миров, космических сражений и военных действий в мире Лаара. Присаживайтесь поудобнее, запасайтесь плюшками (я про бабушкины плюшки, если что) и горячим чаем с клюквой, укутывайтесь в разноцветный плед и начинайте игру. А чем вы будете заниматься? Шить оригинальное одеяло и лоскутков ткани. По-моему очень интересная задумка. Кстати, во время зомби-апокалипсиса согреет холодными ночами. Так что не стоит плеваться!
Подготовка к игре. Было бы странно, если бы в игре отсутствовали недостатки. Всегда с подозрением относился к идеальным вещам. Ведь их делают люди, которым свойственно ошибаться. А наша тяга к прекрасному непреодолима… Да и найти изъян в чужой идее куда проще, чем довести до совершенства свою. Так и здесь. Думаю, что не один я был порядком удивлён количеством необходимого игрового пространства для двух игроков. И целого мира мало, как говорится (в данном случае обеденного стола). Но чтобы не рассуждать, нужно предложить альтернативный вариант, которого у меня, к сожалению, нет. Поэтому приходится просто мирится с этой данностью. Игре действительно требуется побольше пространства, чтобы на игровом поле можно было спокойно разместить все 33 компонента (не считая пуговиц, планшетов игроков и трека времени).
Цена. На сегодняшний день игра представлена только зарубежными издательствами и средняя стоимость на январь 2016 года одной коробки составляет 22,5 доллара. В эквиваленте на нашу валюту, испытывающую сейчас серьёзные экономические затруднения — это около 1800 рублей. Дорого? С моей точки зрения — да. Сейчас на эти деньги можно подобрать для себя что-то более интересное и долгоиграющее. Но на вкус и цвет… Спорить не имеет смысла. В российских интернет-магазинах можно отыскать игру в ценовом диапазоне от 2000 до 2500 тысяч рублей. Скорее всего завезли с прошлого года. А на эти деньги и вовсе можно приобрести, слегка добавив, «Билет на поезд». Поэтому по вопросу доступности игры решайте сами. Я лишь отмечу недавний анонс от CrowdGames, о подписании контракта и подготовке к запуску проекта печати Patchwork для России. Представитель компании гарантировал, что стоимость игры окажется ниже европейской. Поглядим, что будет через несколько месяцев…
Правила. Я по-прежнему считаю, что залог успеха любой настольной игры складывается из нескольких составляющих. И одной из них является безусловно простота правил. Благо в коробке нет энциклопедии и огромного трактата о порядке передвижения фишек по игровому полю. Всё достаточно доступно и однозначно. Поэтому порог вхождения в игру достаточно низкий. Но не думайте, что за кажущейся простотой не скрывается глубокая стратегическая составляющая. И к слову сказать недочёты всё равно присутствуют, но они настолько незначительны, что не стоит придираться (Например: в первых прототипах игры заплатки и пуговицы были изображены на клетках, а не между ними. В окончательной версии игровое поле было слегка изменено, а вот игровые правила нет. В результате появились вопросы к определённым формулировкам, в части момента получения пуговиц и кожаных лоскутов. Или возникает вопрос: а можно ли отказаться от этой самой кожаной заплатки?). Надеюсь, что в локализованной версии эти моменты будут подкорректированы.
Механика. Простота — залог успеха. Но при этом, несмотря на всю прозрачность и загадочную лёгкость, игра оказалась изысканным деликатесом, за счёт взаимосвязанных игровых валют — времени и пуговиц. И при этом не забывайте, что ход игрока определяется не очередностью, а положением жетона на игровом треке. Поэтому придётся искать баланс между желанием вырваться вперёд, помешать сопернику получить необходимый элемент и при этом ещё остаться при деньгах (пуговицах, которые в дальнейшем будут определять победителя). Ах, да! И шить не забывайте. Ведь систему штрафных очков никто не отменял!
Влияние элемента случайности. Случайна здесь лишь стартовая раскладка игровых компонентов. В остальном придётся положиться только на свой интеллект и стратегическое мышление. А подумать над чем в этой игрой определённо есть. Вы не поверите, но в сети можно встретить целые труды на тему ценности каждого игрового компонента и попытки вскрыть математическую модель игрового механизма. Мы же не будем так сильно углубляться. Скажу лишь одно, чтобы получить удовольствие от процесса достаточно знать — на случай положится здесь не приходится.
Уровень взаимодействия между игроками. Оценивать уровень взаимодействия в игре с подобной механикой кто-то посчитает кощунством. Кто-то и вовсе скажет, что взаимодействие отсутствует поскольку игра не является конфликтной. И каждый окажется прав по своему. Лично моё мнение — взаимодействие между игроками присутствует, хотя и косвенное. То есть соперники могут влиять друг на друга, воздействуя на передвижение нейтральной фишки. А это, как вы поймёте во время игры, достаточно важный момент!
Реиграбельность. Однажды я переел, так любимые мною, бабушкины сырники… Было это лет двадцать назад. И теперь, как вы понимаете, я их просто терпеть не могу. Не переношу на запах. А к чему это я? Если говорить о реиграбельности с точки зрения уникальности каждой партии, то попробуйте разложить 33 игровых элемента по очереди всеми возможными способами. Без высшей математики не обойтись. Поэтому вариантов у вас будет предостаточно. А если рассматривать вопрос с точки зрения — а когда игра начинает надоедать своим однообразием игрового процесса, то здесь всё сугубо индивидуально. Не переештье и не переусердствуйте, чтобы этот отличный абстракт радовал вас как можно дольше.
Атмосфера. В очередной раз возвращаемся к вопросу о главном. «Что в имени тебе моём?..» Точнее, что можно считать игрой атмосферной, а что нет. Да, перед вами по сути тетрис из кусочков картона. Да, нитки и иголки не используются в столь тяжёлом игровом процессе. Но лично мне показалось, что эффект достигнут. Приятная, уютная игра для двоих. А что у каждого в голове творится во время игры — дело каждого лично. Думаю, что всё будет зависеть всё-таки от настроения и компании.
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Как правило, большинство игр для двух игроков сравнительно динамичны. Ожидание собственного хода будет напрямую зависеть лишь от вашего соперника и насколько долгоиграющие планы он пытается реализовать. В целом продолжительно игры составляет 15 — 30 минут. А это в среднем ходов 9 — 12.
Оптимальный игровой состав. Вы не поверите, но у игры есть настоящие фанаты, которые разработали и реализовали домашние правила для игры втроём и даже вчетвером (правда вам потребуется вступить в кружок «Очумелые ручки»). Получилось очень оригинально, хотя честно говоря, я не пробовал и поэтому не уверен, что баланс игры сохранился на должном же уровне. Оригинальная версия игры, как вы понимаете, разработана исключительно для двух игроков. Поэтому любое вмешательство в игровой механизм вы делаете на собственный страх и риск.
Информативная загруженность компонентов. Мне всегда приятно держать в руках игру, которая не несёт на своих элементах излишки информации. После тяжёлого рабочего дня порой трудновато вглядываться и вчитываться в десятки слов на разноцветных карточках, разбирать нюансы правил и прочее. Краткость — сестра таланта (процитировал я — любитель развернуть мысль на пару тысяч слов). А в Patchwork всё настолько аскетично и лаконично в этом плане, что глаз не нарадуется. За это отдельное спасибо.
Игровое пространство. Это самое больное место и очевидный недостаток. Как говорится — «В каждой бочке мёда есть ложка д… » (закончите по желанию). Несмотря на то, что игра рассчитана только на двух игроков, вам потребуется достаточно большое игровое пространство.
Резюме и рекомендации. Данный абзац я решил немного видоизменить и разбить его на положительные и отрицательные стороны игры. Как мне показалось, так будет проще и понятнее для всех. Попробуем?
Плюсы или положительные стороны:
- Приятное оформление, качественные компоненты;
- Простота и недвусмысленность правил;
- Захватывающий и увлекательный игровой процесс;
- Короткое время игровой сессии;
- Оригинальная игровая механика.
Недостатки или отрицательные стороны:
- Стоимость игры не соответствует содержанию;
- Однообразие игрового процесса, несмотря на его интерес;
- Совершенно неудобная начальная раскладка (setup);
- Как следствие предыдущего пункта — требуется большое игровое пространство для полноценной игры;
- Отсутствие органайзера для хранения.
Игру несомненно можно рекомендовать всем любителям творчества великого Уве Розенберга, а также поклонникам настоящих продуманных абстрактных стратегий. Пусть в этой игре и нет серьёзной математической модели, которую можно разложить по точные составляющие (в силу наличия различной сложности формы компонентов), назвать игру несбалансированной язык не поворачивается. Элегантная и невероятно уютная для двух игроков. Несомненно будет являться отличным подарком, который вряд ли станет залёживаться на дальней полке. Ждём локализации. С нетерпением…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ
В своё время я был большим поклонником тетриса. Думаю, что многие помнят небольшие серые устройства с жёлтыми кнопками. Потом появились и другие цвета, другие игры… многое менялось. Но мне запомнился именно классический вариант. Очень много времени я потратил, чтобы добиться определённого мастерства. И мне почти удалось постичь дзен.
Первая ассоциация с игрой Patchwork была совершенна логична и естественна. А мои первые победы закономерны, хотя возможно была и доля случайности, поскольку второй игрок не сразу смекнул какие лоскуты выгоднее пришивать и зачем. И если в начале каждый стремится к совершенству, то в дальнейшем появляется понимание, что некоторые вещи можно опустить, этот ход принесёт больше победных очков, а в данном случае лучше пожертвовать своим временем, но не позволить сопернику получить желанный игровой элемент. Всё приходит с опытом. И кажущаяся простота игрового процесса скрывает в себе очень интересные тактические решения.
В сухом остатке — изящная абстрактная игра для двоих, которая оставила неизгладимое впечатление. Надеюсь, что оно не будет испорчено отечественной локализацией.
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ
-
2014 Golden Geek Best 2-Player Board Game Nominee
-
2014 Golden Geek Best Abstract Board Game Winner
-
2014 Meeples’ Choice Nominee
-
2015 Hungarian Board Game Award Nominee
-
2015 International Gamers Award — General Strategy: Two-players Nominee
-
2015 Spiel der Spiele Special Prize Winner
-
2015 Spiel des Jahres Recommended
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ
- Релиз игры состоялся в 2014 году;
- Автором игры является знаменитый в сфере игровой индустрии разработчик Uwe Rosenberg (автор такой известной игры как Агрикола);
- Несмотря на свою простоту, игра получила невероятную популярность. В 2015 году было проблематично её найти на прилавках магазинов. Поступающие партии моментально скупались поклонниками и любителями настольных игр;
- В январе месяце 2016 года компания CrowdGames анонсировала запуск проекта по локализации Patchwork. Ждём-с… Игра будет выпущена совместно с компанией «Нескучные игры» и попадёт на витрины магазинов уже в апреле 2016 года. Что характерно — печать будет производиться в России;
- Локализованная версия игры планировалась издаваться под названием «Мозайка», что уже вызвало интересные обсуждения (к вопросу о трудностях перевода). Но, в конечном итоге, было принято решение оставить устоявшийся в российских реалиях термин «Пэчворк»
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
- Качество игровых компонентов – 9 из 10
- Оригинальность каждой партии – 8 из 10
- Глубина игрового процесса – 8 из 10
- Динамичность каждой партии – 8 из 10
- Уровень взаимодействия между игроками – 5 из 10
- Рейтинг Boardgamegeek.com (50 место на 25.01.2016 г.) — 7.85 из 10
- Рейтинг команды FunMill.ru – 8 из 10
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- Обзор настольной игры Patchwork на сайте tesera.ru;
- Перевод правил игры на русском языке;
- Официальные правила игры на английском языке;
- Видео обзор настольной игры Patchwork на английском языке;
- Заказать игру в г. Санкт-Петербург.
Играйте с удовольствием!
Обзор подготовил ПитоН.