«Splendor» (рус. «Роскошь»)

Обзор № 42 от 16 ноября 2015 г.

Вот уже как несколько месяцев тому назад прогремел в России один невероятно интересный проект. Уже разошлась первая закупочная партия среди населения России и подоспела вторая (словно горячие пирожки). Поутихли восхищённые отзывы, едва стали слышны негативные монологи и развеялись сомнения большинства любителей настолок о том покупать игру или всё таки нет. Кто-то не успел (например я), кто-то воспользовался цифровым эрзацем, а кто-то и вовсе не стал ввязываться в эту «авантюру» и нашёл для себя настольную игру более близкую по духу и карману. Я же не смог пройти мимо это шедевра. Да, есть определённые нюансы, которые не дают ему войти в первую десятку игр этого года, да, возникает масса вопросов о сеттинге и влиянии элемента случайности. НО! Наверное, это одна из лучших семейных игр в линейке филлеров 2014-2015 годов! Поэтому не поговорить о Splendor, я просто не мог. И думаю, что здесь очень кстати окажется отличная русская поговорка — «Встречают по одёжке, а провожают по уму»… Встречаем!

1Краткие характеристики

  • Тип: Семейная карточная игра
  • Издатель: Space Cowboys
  • Сложность правил: Простые
  • Время игры: 30 — 45 минут
  • Количество игроков: от 2 до 4 игроков
  • Рекомендовано для 3 игроков
  • Возраст игроков: от 10 лет
  • Язык: знания языков не требуются

.

 

СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Я уже крайне давно не получал такого эстетического наслаждения и удовольствия от оформления настольной игры и качества игровых компонентов. Эмоции на пределе. Поэтому кто-то может посчитать, и отчасти он будет прав, что моё мнение об игре окажется слегка предвзятым. Но, я возьму себя в руки и попробую объективно подойти к вопросу. По крайне мере раньше у меня это получалось.

lifestyle_splendor_450x450_02

Начнём с отрицательных моментов, чтобы разбавить такое бодрое начало.

  • Размер коробки. 275 на 215 на 65 мм. Кажется, что ничего криминального в этом нет. Но открываем и… Зачем тратить столько картона, в котором хранится в основном воздух? Да, коробка очень увесиста, да, оформление на высоте, да, покупателю в глаза обязательно бросится задумка дизайнеров, но практичности в этом нет совершенно никакой. Как принято сейчас говорить — об эргономике кто-то успешно позабыл. Все думают о процентах продаж. И кстати, в коробке всё равно всё болтается. Хотите уберечь свои компоненты — проложите маленькие кусочки поролона;
  • Правила игры. По сути перед вами лист формата А3 сложенный пополам. И таких листов в коробке 5 (на разных языках, русского естественно нет). Игра же мультиязычна… эээ, я имею в виду языконезависима. Но правила — есть правила. И не важно, что они запоминаются за минуту. Вопрос не в этом. Вопрос в том — почему не сделать удобную брошюру? Видимо экономия, ведь игра и так отличается крепкой ценой;
  • Игральные карты. На удивление они глянцевые. Хотя в европейских изданиях все уже привыкли к фактуре под лён. Вырубка вроде бы на хорошем уровне, но вот углы выглядят достаточно странно. Приглядитесь и вы поймёте о чём я (скруглённые края карты всё равно остались угловатыми). Хотя это скорее придирка;
  • Если говорить об арте — на любителя. Лично я не в восторге, когда в колоде карт встречается множество одинаковых изображений. Хотя это не самое ужасное, что может встретиться при оформлении игр. Стиль вроде бы выдержан. Но вопросы всё равно остаются. Часть карточек в венецианском стиле, но тут же рядом бредут верблюды по пустыне, слоны тащатся по джунглям и корабли врезаются в бушующие волны океана. Ещё больший вопрос оставил храм Спаса на Крови, изображённый на одной из карточек, рядом с которым плавают несколько гондол. Хотя может мои познания в истории не слишком глубоки и подобное здание величественно возвышается в одном из европейских городов.

А теперь вернёмся к восхищённым эпитетам…

  • Шикарные жетоны с металлическим сердечником, сделанные по технологии изготовления профессиональных покерных фишек. Я такого ещё не встречал. Один этот факт привлечёт тысячи покупателей и игра будет нравиться уже тем, как её компоненты чувствуются в вашей ладони. Другое дело, чтобы это ощутить, нужно сначала приобрести коробку;
  • Игральные карты. Очень плотные и удачно подобранные по размеру. Правда, учитывая глянец, рекомендуется сразу же спрятать их в протекторы. Если вы не любитель оценивать запах жасмина в противогазе — просто играйте аккуратно;
  • Тайлы вельмож — хороший и добротный картон. Придраться не к чему;
  • И конечно же — органайзер! Это прекрасно. Ведь не сложно из небольшого кусочка пластика сделать удобную форму для хранения. Улыбка расплывается на моём лице.

В целом, несмотря на описанные недостатки, игра выполнена на очень высоком уровне. Качество радует, правда если устранить недочёты оформления, изменить некоторые иллюстрации, продумать сеттинг… тогда даже самому предвзятому критику будет не к чему придраться. Я закончил!

ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ

Как говорится в игровых правилах: «В игре «Роскошь» вам выпадет уникальная возможность сыграть роль богатого купца эпохи Возрождения. С помощью различных ресурсов вы станете владельцем шахт, транспортных средств (это они о слонах и верблюдах), сможете нанимать ремесленников.» Но самое главное — вам придётся зарабатывать очки престижа. Репутация в этом деле крайне важна. Поэтому сосредоточьтесь и… вперёд! Для победы будет достаточно получить 15 победных очков, но чтобы достичь таких высот, вам придётся ублажать вельмож, следить за курсом драгоценных камней, а также заниматься их обработкой… Ничего сложного! Но это на первый взгляд.

МЕХАНИКА ИГРЫ

По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик. Напоминаю, что этот абзац скорее для профессионалов, нежели для «обычных» игроков. Любителям хорошо провести время, рекомендуется сразу же ознакомиться с особенностями игровых правил, которые описаны чуть ниже.

  • Card Drafting —  выбор карт. Игры с выбором карт — игры, в которых игрок набирает себе карты из некоего общего фонда, чтобы получить немедленную игровую выгоду или поместить их себе в руку или другую свою персональную зону. Яркие примеры: Ticket to Ride. Игры, в которых карты просто добираются с общей колоды, не являются играми с выбором карт.
  • Set Collection — набор комбинаций.  Игры с набором комбинацией поощряют игроков собирать наборы игровых элементов определённых видов и в определённых комбинациях.

Давайте поговорим всё-таки об игровых правилах. Благо много времени это не займёт. Итак. Подготовка к игре занимает около минуты:

  • Перемешайте три игровых колоды карт развития (трёх цветов) и выложите в центр стола в ряд по четыре как показано на рисунке. Оставшиеся колоды положите рядом.
  • Выложите от 3 до 4 тайлов вельмож в зависимости от количества участников;
  • Выложите игровые фишки драгоценных камней в центр игрового стола. Их количество также определяется в зависимости от участников партии;
  • Вы готовы? Тогда начали!

1

В свой ход каждый участник может совершить одно из четырёх возможных действий:

  • Взять три жетона драгоценных камней разного цвета (обратите внимание, что  в банке игрока не может одновременно находиться более 10 фишек драгоценных камней в конце хода);
  • Взять два жетона драгоценных камней одного цвета (возможно при условии, что на игровом столе — в запасе минимум 4 жетона этого цвета);
  • Забронировать одну из карт развития (карта со стола перемещается в руку игрока, при этом в руке не может быть больше трёх карт) и получить один золотой жетон (кстати, это единственный способ получения золотых жетонов, которые в дальнейшем используются как джокер);
  • Купить одну карту развития (выложенную на столе или заранее забронированную при помощи своих жетонов и/или уже купленных карт развития);
  • Также в конце своего хода игрок должен проверить все тайлы участвующих в игре Вельмож, чтобы узнать, не удостоится ли он визита одного из них. Вельможа наносит визит игроку, если у того есть необходимое (обозначенное на тайле Вельможи) число бонусов определённых цветов (или больше, чем требуется). Визит вельможи приносит победные очки престижа и не является отдельным игровым действием.

По сути вся игра сводится к тому, что вам приходится покупать карты, а потом использовать их для следующих покупок, получая при этом определённый дисконт. Что-то типа ночи распродаж. Купи одну вещь, а на вторую тридцать процентов скидка. Допустим, вы в начале партии тратили свои действия на получение жетонов драгоценных камней. Накопили честно заработанное и купили алмазный прииск. Здорово! Отныне у вас априори на руках есть один алмазный камушек. Неплохой бонус. Постройте еще несколько шахт и возможно очередная покупка и вовсе обойдётся без жетонов драгоценных камней. И не забывайте про золото, которое заменяет любой камень. Это ведь универсальная валюта. Так и происходят торги в этой игре…

Но главное другое — некоторые карты помимо желанного дисконта приносят победные очки. Наберите в общей сумме 15 очков престижа и станьте победителем в этой непростой гонке… Но не забывайте, что игра заканчивается только после того, как все участники сделают равное количество ходов. Поэтому 15 очков не всегда оказывается достаточно. Вас могут обогнать на повороте у финишной прямой. Поэтому завершайте игру осмысленно…

НЕМНОГО О ДРАГОЦЕННОСТЯХ

В игре представлено 6 типов драгоценных камней. Точнее пять камней и один ценный металл. Рубин — красный, Сапфир — голубой, Изумруд — зелёный, Оникс — чёрный, Бриллиант — белый и Золото — жёлтый. Вот такая цветовая палитра. Лично у меня, извечно всем недовольного, с ониксом возникла одна единственная ассоциация — кусочек шоколада. Добротный такой альпийский шоколад. Правда тёмный. И без орешков. И этот ассоциативный ряд настолько сильно приелся в моей компании, что ни о чём другом никто и думать не может при виде этого камня. Резюме одно — либо у меня с восприятием мира проблемы, либо иллюстрации подобраны не совсем должным образом. Но учитывая, что претензии к иллюстрациям возникли не только у меня одного, склоняюсь всё-таки ко второму варианту… И это несмотря на то, что игра была номинирована как одна из лучших дизайнерских работ. Интересно, чего же ей не хватило?..

7

Кстати игровые колоды оформлены также достаточно оригинально. Карты первого уровня с изображением рудников, шахт и приисков, второй уровень это ремесленники, обрабатывающие камни и всё, что отвечает за транспортировку в высшее общество (типа кораблей и вьючных животных), а третий — прекрасные дома знатных особ, которые и будут владеть драгоценными камнями. Вроде бы всё стилизовано и хочется сказать, что прекрасное кроется в деталях, но тем не менее… нет. С натяжкой говорю о том, что тематика подходит к используемой игровой механике. Совсем не идеально! Но несмотря на это, игра словно магнит притягивает и хочется продолжать и продолжать… Глютомат никто не подмешивал?..

P.S. Кстати, игровые карты второго и третьего уровня приносят очки престижа. Поэтому стоит к ним присмотреться повнимательнее…

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. Лично я восхищён! И это несмотря, на большую коробку, на странный сеттинг, притянутый за уши, на сомнительные иллюстрации (включая храм Спаса на Крови на одной из карточек) и глянцевые карточки. По сути это всё мелочи, которые сугубо индивидуально воспринимаются каждым. Меня игра покорила и не отпускает до сих пор! Конечно огромный плюс, который многое перекрывает — это шикарные жетоны драгоценных камней, выполненные по технологии изготовления профессиональных фишек для покера. И органайзер, и карты хорошие… Да, нет. Что это я в начале наговаривал? Хорошая игра. Очень. Но… И вот опять. Не хватает чего-то. Вот правда! И вроде хочется поставить твёрдую пятёрку, но потом всплывает какой-то недостаток. Буду объективен — есть ещё над чем поработать. Но в целом — достойно!

ЦенаЗатяните свои пояса и… Но давайте всё-таки не будем нагнетать и пытаться спорить о ценности денег. Сегодня игра в России стоит порядка 2200 рублей. Учитывая, что в Америке и Европе цена колеблется от 20 долларов до 30 евро соответственно, наш ответ «капиталистам» находится на приемлемом уровне, с учётом доставки игры в нашу страну. Думаю, стоит выразить отдельную благодарность издательству «Стиль жизни» которое занимается вопросами поставки. Благодаря такой ценовой политике игра остаётся доступной для широкой аудитории. Хотя, хотелось бы конечно более комфортных условий. В любом случае, если вы сомневаетесь или хотите сэкономить, вы всегда сможете обзавестись цифровой версией игры, стоимость которой не превышает 400 рублей. Приятно, когда есть альтернатива.

1

Правила. «Элементарно, Ватсон!» Всё действительно элементарно. Объяснение правил занимает от силы две минуты. Запомнить четыре возможных действия — ещё тридцать секунд. Кажется, этого достаточно. Можно начинать игру… Добротный такой филлер для весёлой компании.

3

МеханикаНичего нового и ничего сверхъестественного. Набирайте драгоценные жетоны, покупайте на них нужные вам карты, затем опять покупайте, получая скидку от уже приобретённых карточек и так до бесконечности. Хотя нет, набираете 15 очков престижа и останавливаетесь, иначе колоды карт закончатся. А вы чего ожидали? Вечный двигатель ещё не изобретён или строго засекречен…

11

Влияние элемента случайностиЕсть карточные игры, в которых элемент случайности пытаются свести к нулю. Нивелировать его влияние на игровой процесс. Пытаются наладить баланс. Но только не в этом случае. Здесь банальная карточная колода, а точнее три, которые несут за собой невероятный рандом. Но казалось бы — в чём он может проявляться? Всё крайне просто — вы копите в течении нескольких ходов ресурсы для покупки той или иной карты развития, забираете её себе, а на освободившемся месте появляется карта точно такого же номинала, но в три раза дешевле. Ваш соперник спокойно покупает её, а вы вопрошаете к богам о справедливости. Или более интересный вариант — пытаясь заблокировать соперника и забронировав нужную ему карточку, на игровом поле появляется другая, более выгодная для него. И вы уже ничего не сможете с этим поделать! Если при игре втроём или вчетвером ещё есть шанс повлиять на ситуацию, то в дуэли это попытка обречена на провал… Если вас не смущает этот нюанс, то игра определённо вам понравится. Поскольку наличия элемента случайности всё-таки не убивает полностью возможность строить свою стратегию и пытаться «навредить» сопернику.

4

Взаимодействие между игроками. Совершенно посредственное. Максимум что вы можете сделать — попытаться вычислить карту, которая крайне необходима противнику. А вычислив, купить или зарезервировать её. Но, возвращаясь к предыдущему абзацу, мы понимаем, что на освободившемся месте может появиться новая, которая также будет удовлетворять всем его требованиям. И в чём тогда смысл? Вы просто теряете свой ход, а соперник уверенно приближается к победе.

Реиграбельность. Со мной могут многие не согласится, особенно те, кому игра показалась блёклой и слишком прямолинейной, без изюминки. Но, лично я считаю, что это не так. Она вполне яркая и благодаря своему рандому — азартная. По сути игра вызывает зависимость. То есть закончив одну партию, вам непременно захочется продолжения. Вы перемешиваете карты, раскладываете их и продолжаете наслаждаться игровым процессом. И не важно, что он не несёт глубокой смысловой нагрузки. Принципиально само действие, а не его результат. Кажется это называют аддиктивностью от англ. addicitve (правда немного в другом контексте).

Если же разбираться в реиграбельности… Ничего принципиально нового вы не откроете от партии к партии. Карты те же (а их к слову не так много), стратегии приблизительно тоже. Одна игра может быть успешной, вторая наоборот. И вся ваша информационная статистика будет в виде синусоиды. Но самое интересное — азарт игры настолько высок, что этого практически не замечаешь. Просто продолжаешь перебирать в руках тяжёлые фишки камней, скупать рудники и прииски, обрабатывать камни и стремиться стать первым. Это ведь так важно для самолюбия любого игрока… =)

АтмосфераХотите почувствовать себя настоящим ценителем драгоценных камней и профессиональным сотрудником ломбарда… Вам потребуется очень хорошее воображение. А если такого нет, то не расстраивайтесь (можно погуглить вакансию в вашем городе). Тематика совершенно здесь не важна. Просто попробуйте поиграть. Втянитесь! Если же нет, то игра просто не ваша. Поверьте, всем не угодить, а свою настолку вы обязательно ещё найдёте…

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода)Филлер филлеру рознь. Нельзя сказать, что перед вами глубокая стратегическая игра, поэтому не стоит рассчитывать на то, что вы успеете заварить себе чашечку чая во время хода соперника. Но и на яркий блиц не рассчитывайте. Единственное, что рекомендуется — следить за каждым действием, чтобы проверять выполнения условий посещения вельмож, количество карт на руке игроков и количество жетонов в конце хода у каждого участника и банке в целом. Поверьте, вам всегда будет чем заняться. А ход соперника… От силы несколько секунд. Как правило, все уже заранее знают чего они хотят… если только у них перед носом не увели нужную карту (или в игру не вступила более интересная, с точки зрения экономики…)

2

Оптимальный игровой состав. Игру тестировали вдоём, втроём и вчетвером. То есть попробовали всё, что только возможно. Скажем так: при дуэльном раскладе элемент случайности чувствуется более остро. Помешать сопернику становится гораздо сложнее, и любая задумка кажется сомнительной. Но при этом ощущается некая конфликтность. Игра втроём… Согласно мнению пользователей сайта bgg — это оптимальный игровой состав. Сложно сказать. Я не заметил большой разницы от игры вчетвером. Неожиданный и скоротечный финал присутствует в обоих случаях. Успеете вы добрать большее количество победных очков или нет, опять же зависит от теории вероятности. Чего вы ещё хотели? Научиться просчитывать карты? Запоминать и считать их? Боже, если вы этим занимаетесь, то у вас действительно масса свободного времени. Эта игра для удовольствия, а девиз «Главное не победа, а участие» лучше всего описывает происходящее на игровом поле…

Игровое пространство. Места вам потребуется достаточно. Основное условие — ровная и твёрдая поверхность, всё-таки вы имеете дело с картами. И не забывайте о личном пространстве каждого игрока. Обычный обеденный стол подойдёт в самый раз. Можно с лёгкостью разместиться и на полу, если не смущают твёрдые поверхности. В общем большой проблемы я не увидел. Садитесь и играйте! Игра достаточно пластична и мобильна. Не будет хватать места? Можно слегка ужаться…

5

Резюме и рекомендацииИгра несомненно подкупает своим исполнением. Качество на высоте, и это несмотря на мои вредные придирки. Держать в руках действительно приятно. Но для того, чтобы ощутить все прелести, придётся раскошелиться на приличную сумму. Не скажу, что коробка доступна для всех, но если вы не пожалеете этих денег, перед вами откроется совершенно новый мир. Не думайте, что станете участником захватывающей истории (хотя всё будет зависеть от вашего воображения). Просто готовьтесь к высокой игровой динамике, простым и понятным правилам, качественным компонентам и отличному настроению… И самое главное — игра вызывает зависимость. Время действительно пролетает незаметно… Следите внимательнее!

3

Определённо можно рекомендовать Splendor как семейную игру и игру для детей. Более «увлечённой» аудитории она вряд ли подойдёт (и это несмотря на высокий рейтинг в bgg). Хотя как приятный филлер её смело можно использовать в любой компании. Может именно такой формат ставит игру на столь высокие позиции?..

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Клёво, а давайте ещё раз попробуем?.. Примерно такое предложение звучит после первого знакомства с игрой. При этом после каждой новой партии остаётся странное ощущение недосказанности. Игра завершается как-то неожиданно. Мгновенно я бы даже сказал. Вроде бы строишь планы, считаешь себя дальновидным стратегом и тактиком, а потом — бац! И вторая смена. Кому-то банально фартануло и он оказался на коне. Хотя в жизни так и происходит, в целом. В игре конечно предусмотрено, что каждый игрок должен сделать равное количество ходов. Но это не спасает. Вам либо повезло, либо нет. Уж такова судьба! Кому суждено сгореть, не утонет.

Возможно в игровую модель и вшиты некие математические расчёты, но лично я не усмотрел никакой логики. Также допускаю, что набор карт подбирался опытным путём. Но опять же, не являясь профессионалом в этом деле, судить не берусь. Скажу только одно — мне игра понравилась. Приятная и лёгкая. Не требует много времени, но требует силы воли, чтобы остановиться. Влияние случая… Лично для меня это не проблема. С удовольствием играю, чтобы просто поучаствовать, а не победить. Может быть в этом моя проблема?.. Главное, чтобы вы понимали и делали осознанный выбор. Только в этому случае вы не пожалеете о потраченных средствах. Игра в меру случайна, и в меру подвластна расчётам, красива и прекрасно офомрлена, известна и занимает высокие позиции по всему миру. Всё ещё сомневаетесь? Попробуйте цифровую версию и всё встанет на свои места. Инфа 100%…

24

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

  • 2014 Golden Geek Best Board Game Artwork & Presentation Nominee
  • 2014 Golden Geek Best Family Board Game Winner
  • 2014 Golden Geek Board Game of the Year Winner
  • 2014 Meeples’ Choice Winner
  • 2014 Spiel des Jahres Nominee
  • 2014 Tric Trac de Bronze
  • 2014 Tric Trac Nominee
  • 2015 Nederlandse Spellenprijs Best Family Game Winner
  • 2015 Origins Awards Best Card Game Nominee

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ

  • Первый тираж игры появился в 2014 году, благодаря автору Marc André и художнику Pascal Quidault;
  • Игра была разработана в стенах компании Space Cowboys, основателем которой является известный всем как автор настольной игры Claustrophobia — Croc. Именно он решил покинуть стены издательства Asmodee ради реализации новых идей и проектов;
  • На сегодняшний день компания Space Cowboys также известна своими проектами Elysium и Black Fleet, но наиболее успешным оказался именно Splendor;
  • Летом 2015 года на платформах iOS, Android и в Steam появилась цифровая версия Splendor;
  • Поклонниками игры разработан соло режим игры — попытка набрать максимальное количество победных очков в течении 30 ходов;
  • Существует несколько редизайнов игральных карт. Сейчас можно встретить игру оформленную в стиле звёздных войн, на тематику Haloween, Adventure Time и так далее. Механика при этом остаётся неизменной;
  • Игра до сих пор не локализована на русский язык и насколько известно работа в этом направлении не планируется. Но в Россию игру можно найти без труда. Она поставляется через официального представителя издательства Asmodee — компанию «Стиль Жизни».

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Играйте с удовольствием!

Обзор подготовил ПитоН.

«Splendor» (рус. «Роскошь»)

Оставьте комментарий