Обзор № 34 от 24 сентября 2015 г.
Знаете ли вы, что существует такая категория настольных игр, с которыми познакомиться необходимо в обязательном порядке? Вы найдёте о них массу информации в интернете и специализированных журналах. Услышите сотни положительных отзывов, сможете посмотреть видео обзоры и узнать конструктивное мнение критиков. Вы увидите, что игра стала обладателем несметного количества специализированных наград. Но одного желания окунуться в игровой процесс окажется недостаточно. Вроде бы и коробку с заветной мечтой вы уже приобрели, вроде бы и компания собралась подходящая, да и настроение хорошее. НО! Вы найдёте и встретите тысячи препятствий прежде чем сможете полноценно познакомиться с настоящим шедевром игровой индустрии. И если автор вложил полностью свою душу в разработку этого творения, вам придётся приложить немало усилий, чтобы достичь гармонии с правилами и насладиться этим прекрасным послевкусием долгожданной победы… Встречайте. Робинзон Крузо! Игра, которая даётся не каждому…
Краткие характеристики
- Тип: Кооперативная игра
- Издатель: «Hobby World»
- Сложность правил: Сложные
- Время игры: от 90 до 180 минут
- Количество игроков: 1 — 4 игрока
- Рекомендуется для 3 игроков
- Возраст игроков: от 14 лет
- Язык: игра локализована на русский
.
Содержимое картонной коробки
Как ни странно, но в этот раз я не буду останавливаться подробно на этой главе, поскольку основные минусы и плюсы игровых компонентов будут изложены ниже. Единственное, что хотелось бы отметить и на чём заострить внимание читателя — это стремление издателя к повышению качества своей продукции и двухсторонний диалог по вопросам брака и недоработок. Только с таким подходом мир игровой индустрии становится лучше. За это отдельное спасибо…
Цель игры, вкратце и предыстория
Как можно понять из названия игра создана по мотивам известной книги английского писателя Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо», впервые опубликованной в 1719 году. Кстати, полное название этой книги звучит следующим образом: «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» (в оригинале: The Life and Strange Surprizing Adventures of Robinson Crusoe, Of York, Mariner: Who lived Eight and Twenty Years, all alone in an un-inhabited Island on the Coast of America, near the Mouth of the Great River of Oroonoque; Having been cast on Shore by Shipwreck, wherein all the Men perished but himself. With An Account how he was at last as strangely deliver’d by Pyrates).
Вот и здесь небольшой деревянный корабль попадает в ужасный шторм. По сюжету на таинственный остров выбрасывает от одного до четырёх путешественников (в зависимости от выбранного вами сценария развития событий), которым несказанно повезло оказаться в числе выживших. Но уже на следующий же день многие начинают задаваться вопросом — «Можно ли назвать это везением?» Ночью идёт сильный дождь смешанный со снегом, на берегу только разбитая мачта и практически нет съестных припасов. Правда некоторым повезёт найти бочонок рома… но и это согреет только на пару часов… А если заглянуть в чащу… ммм… из неё постоянно смотрят несколько пар светящихся глаз. А у вас есть за пазухой пистоль с отсыревшим порохом? И всё это уместилось в одной картонной коробке… Интригует?
Игроков ожидает шесть различных сценариев со своими заданиями. Победа будет присуждена только в случае полного выполнения миссии, в противном случае придётся пытаться ещё раз. И поверьте, всё не так просто, как может показаться на первый взгляд… Выжить мало, нужно ещё например успеть сложить сигнальный костёр!
Механика игры
По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик.
- Co-operative Play — кооперативная игра. Игровая механика в которой соревновательная составляющая между игроками сведена практически к нулю или отсутствует полностью. Основная задача игроков — совместными усилиями и скоординированными действиями одержать победу над самой игрой, согласно правил и условий;
- Dice Rolling — бросок кубиков. Игровая механика, в которой определение того или иного события происходит за счёт броска игровых кубиков, внося таким образом в игру элемент случайности;
- Modular Board — модульное поле. Играх использующих данную механику формирование игрового поля происходит до или во время игры из плиток (картонных фрагментов — могут быть как одинаковой, так и разной формы) или карт. Поле может «собираться» согласно описанному в правилах сценарию или случайным образом;
- Simultaneous Action Selection — одновременный выбор действий. Все игроки тайно или сообща одновременно выбирают свои действия на текущий раунд (или другой промежуток игрового времени). Затем эти планы одновременно раскрываются и выполняются согласно правилам;
- Tile Placement — размещение тайлов. Механика побуждает игроков выкладывать тайлы на поле так, чтобы извлекать выгоду (в том числе победные очки); вместо тайлов также применяются карты, жетоны, фишки и так далее;
- Variable Player Powers — персональные возможности игроков. Другими словами это «ассиметричность». Выражается в разных для игроков стартовых условиях, в разных наборах доступных им действий или в разных условиях победы;
- Worker Placement — размещение работников. Механика побуждает игроков распределять между игровыми «клетками» ограниченное число фишек («работников»); клетки позволяют выполнять определённые игровые действия или получить игровое преимущество; обычно в каждой клетке могут находиться фишки только одного из игроков (но возможны исключения).
Механизм игры достаточно сложный, но хорошо отлаженный и настроенный. Первые несколько партий вам придётся постоянно сидеть в правилах и вычитывать возникающие вопросы. Рекомендую обзавестись электронной версией, чтобы эффективно пользоваться поиском. Было замечено, что правила крайне неудачно структурированы. Некоторая информация дублируется в разных частях, а что-то находишь там, где даже мыслей искать не было. В процессе изучения тонкостей вы будете обнаруживать свои же ошибки и исправлять их походу партии. Поверьте, что не один раз услышите что-то типа: «Блин. Мы неправильно с тобой в прошлый раз использовали ресурсы еды» или «Кажется, что наш кок отдал концы ещё в прошлом раунде, после отчаянной попытки спрятаться от снежной бури. Тучка со снежинкой ведь отличается от облачка с капелькой?» И эти вопросы будут бесконечно звучать в ваших головах.
Вся игра делится на несколько раундов, согласно выбранному сценария. В свою очередь каждый раунд состоит из 6 фаз. Запоминать особо ничего не требуется, поскольку на игровом поле весь порядок ваших действий очень хорошо иллюстрирован графически. Главное запомнить одно правило — все действия раунда идут против часовой стрелки (ну, или почти против часовой стрелки, уж слева направо точно!) Ведите аккуратно пальцем по полю и последовательно выполняйте всё, что от вас требуется.
В начале партии вы выбираете персонажей, которые будут участвовать в операции по спасению самих себя, раскладываете специальные планшеты игроков, выбираете сценарий и… Дальше всё должно пойти как по маслу. Партий эдак через пять!
Фаза событий. В начале раунда из колоды игроком тянется карта событий. В каждой карте текст разбит на две части. В верхней указан эффект, который разыгрывается немедленно и специальная иконка, определяющая — будет ли в обязательном порядке тянуться одна из карт приключений при строительстве, собирательстве или исследовании. После розыгрыша этих эффектов, карта событий помещается в зону угрозы. В процессе игры вы сюда обязательно вернётесь, но при повторной встрече уже необходимо будет учесть текст, указанный в нижней части. А это как правило отрицательный эффект. Благо в процессе партии игроки могут нейтрализовать угрозу, потратив на это свои дополнительные действия.
Фаза морали. Каждый персонаж и команда в целом влияют на общее состояние команды выживших. И не только в физическом, но и в моральном плане. Если плохо одному, то в дальнейшем окажется плохо и другим. Поэтому игрокам придётся внимательно следить за боевым духом и настроем команды. В противном случае из-за упадка морали придётся заплатить здоровьем. Хотя в игре за всё придётся платить своими нервами и жизнью. Что логично. Остров всё-таки… Необитаемый!
Фаза производства. На карте размещаются тайлы местности. На одной из них обязательно будет разбит ваш лагерь, а все остальные придётся исследовать в процессе игры. Плитка с вашей хижиной будет приносить определённые ресурсы. Кстати, ресурсов в игре немного — еда, дерево и шкуры животных. Придётся следить за балансом и внимательно планировать свою жизнь на острове. Не достаточно обеспечить своих подопечных провизией. Под проливным дождём сытый Робинзон — мёртвый Робинзон. А чтобы спрятаться от непогоды и шторма, придётся построить себе укрытие. И не забывайте о диких животных… В общем следите за балансом и учитывайте, что некоторые карты дают вам дополнительный прирост того или иного ресурса, а некоторые и вовсе закрывают истощённые участки местности…
Фаза действий. По сути это главный этап планирования. Именно здесь определяется как сработают все остальные фазы. Если везде господствует рандом, то повлиять на него можно именно здесь и сейчас. Каждый игрок имеет на руках две фишки, которые по определённым правилам можно использовать для:
- Решение проблемы — не забывайте, что эффект некоторых карт может серьёзно вам навредить. Если оставить что-то без внимания, например забыть обработать рану после охоты, можно подхватить серьёзную инфекцию. Легче от этого определённо никому не будет!
- Охота на диких животных — у команды будет в распоряжении оружие, которое можно совершенствовать в процессе игры. Именно с ним и придётся прорываться в чащу леса в поисках пропитания и шкур диких зверей. Но не забывайте, что это опасно. Многие после охоты не возвращаются или возвращаются не полностью!
- Строительство — игрокам предстоит построить себе хижину, защититься от диких зверей частоколом, собрать из обломков, вынесенных на берег различные устройства, которые помогут вам выжить. Но не всё так просто. Даже профессиональный плотник может ошибиться и вместо гвоздя прибить свой палец к корабельной мачте. За это будут отвечать карты приключений. Ну, вы понимаете на какое место они обязательно придут…
- Сбор ресурсов — постоянная нехватка еды и дерева будет вынуждать вас покидать лагерь в поисках необходимого. Это не менее важно, чем сидеть у костра и рассказывать страшилки. Здесь также будет присутствовать приключенческая составляющая, будь она не ладна. Хотя порой случаются и хорошие события. Например еда не портится.
- Исследование местности — сидя на месте вы дождётесь только одного — быстрой смерти. А кто этого хочет? Придётся выбираться и исследовать остров в поисках спасения. В процессе вы найдёте множество интересных вещей, начиная от пиратского клада и заканчивая ценной пищей.
- Обустройство лагеря — ничто так не повышает дух как порядок в доме. Получайте очки решимости и боритесь со страхом перед лицом смерти.
- Отдых — как говорится — время лечит. Попробуйте денёк отлежаться. Вдруг этого окажется достаточно, чтобы ваши кости снова срослись…
Фаза погоды. А если быть совсем точным, то это фаза начала самых главных неприятностей. В каждом сценарии проблемы приходят в определённое время. И как показывает практика в самое неподходящее. При жутком раскладе придётся бросить три игровых кубика. Один из них отвечает за дождевые облака, второй за снежные и третий показывает влияние диких зверей на ваш лагерь. Вот нет, чтобы на экваторе вас куда-нибудь занесло… А чтобы избавиться от воздействия той или иной напасти придётся — отстраивать хороший лагерь. Правда он будет периодически разрушаться. Скидываться на капитальный ремонт придётся ежедневно. Пошёл дождь — в крыше появляются протечки. Нет крыши? Скидывайте одну еду и дерево. Нет ресурсов? Вы мёрзнете и ваше здоровье подрывается из-за холода. Пошёл снег? Придётся отапливаться и в ход пойдут опять несколько поленьев. Пришли голодные звери? Значит разрушат часть лагеря. Это неминуемо.
А вот насколько окажется сильным влияние на вас определяет сложность сценария и госпожа удача. Правда вы можете контролировать некоторые моменты, но порою в ущерб другим нюансам, коих в игре великое множество.
Фаза ночи. Казалось бы, что пора отдохнуть и хорошенько выспаться. Но не тут-то было. Наши Робинзоны по ночам любят пожрать! А если еды нет, они очень страдают и теряют единицы здоровья.
Кстати, стоит отметить, если игра требует сбросить тот или иной ресурс, выполнить то или иное действие, а вы этого сделать не можете — игроки или игрок будут просто терять единицы здоровья. За всё плата кровью. Жизненно, правда?
Также и о приключениях. Любое ваше действие вы можете выполнить либо наверняка, либо положиться на бросок кубиков. Экономика должна быть экономной, но всему нужно знать меру. Здесь уж вы определяйтесь, либо позвольте красивым шестигранникам решить вашу судьбу. Авось повезёт?!
Игра завершается, как только игроки выполняют основные условия сценария. С какого раза у вас получится и получится ли вообще — очень большой вопрос. Но поверьте, игра стоит того, чтобы её обуздать!
Моё мнение об игре
Оформление и исполнение. Казалось бы, что любая игра в которой несколько сотен мелких компонентов призвана быть уютной, красивой и интересной. И хотелось бы воспеть хвалебную оду семье Робинзонов. Но не тут-то было. Основным недостатком, на который я ещё не раз обращу ваше внимание, является отсутствие органайзера. К сожалению, здесь уже речь идёт не об удобстве хранения или переноске в полевых условиях. Здесь речь идёт об эргономике. Сложные игровые правила, длительная подготовка к игре и бесконечное месиво из картона отпугивает и повышает порог вхождения в игру ещё до начала игрового процесса. К счастью, вы сможете найти десятки вариантов создания органайзера своими руками. Всё будет зависеть только от вашего желания. Можно банально использовать подручные материалы или коробки для пуговиц.
Второе на что хотелось бы обратить внимание — качество вырубки игровых жетонов. Изображение смещено относительно центра, выдавливать из специальных блистеров приходится очень аккуратно. В противном случае вы повредите игровые компоненты. Но если бы проблема была только в картоне…
Деревянные кубики… Точнее ромбики и иные многогранники, но ни в коем случае не фигуры с гранями одной длины. Это несомненно расстраивает, но не является самым страшным. Ведь куда более важным являются ошибки, которые допущены издательством при отправке материалов в тираж. Так например в первом издании на одной из карточек отсутствует часть текста, которая важна для игрового процесса. Или ошибка в цвете рубашек карточек «Сбора ресурсов». До сих пор не исправлена. Не будем уже говорить о том, что в некоторых коробках лишние карты или отсутствуют необходимые планшеты. Но повторюсь, издатель, занимающийся этой игрой всегда готов к двухстороннему диалогу и постоянно работает над своими ошибками. За это отдельный реверанс.
Это всё мелочи. Тиражи игры не настолько большие, чтобы бить тревогу, а все недостатки легко устранимы в домашних условиях. Можно акцентировать внимание на минусах, но к счастью плюсы их полностью перекрывают. Особенно, если говорить о степени атмосферности…
Подготовка к игре. Просто откройте правила и прочитайте 20 пунктов мелким шрифтом на большом развороте. Хотя постойте. Для начала, вывалите всё содержимое вашей коробки на широкий обеденный стол и отсортируйте десятки карт, фишек, жетонов и прочей мелочи, которая обязательно пригодится для выживания на острове. А если вы что-то уроните и не найдёте в дальнейшем, что также вполне допустимо, то предстоит вам заняться весёлым hand made вырезанием. «Нарисуй и разукрась».
Знаете, один только вид содержимого картонной коробки с одной стороны завораживает и приводит в восторг, а с другой отпугивает. Причём отпугивает до такой степени, что начиная погружаться в премудрости правил и базовой раскладки компонентов, в голове проскакивают мысли и желание сжечь на медленном огне продавца магазина, который вам это посоветовал. Лично мне до сих пор не ясно, почему в игре, которая находится в премиум сегменте, отсутствует органайзер для хранения компонентов. Или как некоторые выражаются inlay. Сути это не меняет. Но к чему это критика? Ведь проблема давно известна и стоит уже свыкнуться, но! Сотни начинающих игроков просто отложат эту игру в сторону или продадут на ближайшей барахолке, после третьей или четвёртой попытки сесть за игровой стол. Подготовка занимает не менее 30 минут. Хаос, который творится в коробке недопустим. А чтобы дозреть до грамотного решения и создать органайзер собственными руками терпения хватит не у всех. И дай Бог, чтобы первое ваше знакомство с игрой прошло в компании, которая её уже знает. Только в этом случае вам подскажут, помогут и заинтересуют. Иначе… Я знаю как минимум трёх человек, которые садились за игру в течении месяца несколько раз, но так до сих пор и не смогли понять, в чём же её прелесть. И причина только одна — подготовка к игре, раскладка, сортировка компонентов из жуткого картонного хаоса не многим под силу. Поэтому крайне рекомендую предварительно почитать соответствующие форумы или набраться терпением. Всё остальное приложится…
Цена. Этот вопрос по-прежнему вызывает множество споров. Скажу только следующее, без сравнения с зарубежным изданием, без оговорок, что игру можно купить с рук или по специальной акции, а то и просто взять в аренду в одном из известных магазинов настольных игр, без обид и обвинений в сторону поставщиков и издательств. Это всё вода. И спорить можно бесконечно. Желающий найти подешевле, всегда это сможет осуществить. Если же говорить о розничной цене, то свои три с половиной тысячи эта игра определённо стоит. Хотя, справедливости ради, замечу, что при такой ценовой политике высокое качество игровых компонентов и отсутствие брака — это обязательное условие. В случае же с локализацией из России приходится подстраиваться.
Правила. По видимому это одно из самых больных мест данной игры. И трудно сказать с чем это связано. Возможно проблема локализации и не качественный перевод. А возможно совершенно не структурированное изложение. И если в первом случае это объясняется изготовлением локализации на основе англоязычных правил, несмотря на язык оригинала — польский. То чем объяснить крайне тяжёлые для освоения правила, пока не ясно. Единственное, что можно сказать с уверенностью — в интернете вы найдёте несметное количество FAQ-ов (часто задаваемые вопросы, если что), дополнений к правилам и бесконечные ветки форумов. Главное не запутаться в ворохе этой информации и подходить к вопросу философски. Игра всё-таки очень реалистичная получилась (особенно это касается криворукого плотника, который при строительстве того или иного предмета постоянно получает опасные и несовместимые с жизнью раны).
Механика. Игровая механика интересна и порою кажется, что она полностью зависит от случая. Вы либо вытаскиваете одну из карт, замешанных в колоде, либо бросаете игровые кубики. Многие из вас скажут — игра не имеет математического основания под собой, а следовательно она не достойна внимания. Абы не так! Всё дело в том, что на любое случайное действие игры вы можете найти грамотное противодействие. Это связано в основном с «правильным» планированием и минимизацией ущерба, который может быть нанесён. Всё приходит с опытом и хитрый математический расчёт здесь вам тоже пригодится. Может я повторюсь, но игра настолько соответствует нашей жизни, что… вот вы подумайте, отправляясь за хлебом, вы уверены, что он есть в магазине? Вы лишь допускаете такую возможность и предполагаете, что один товар можно будет заменить другим. Но это случай и ваше на него влияние…
Влияние элемента случайности. Может я слегка продублирую предыдущие строки, но мне кажется, что это одна из тех игр, в которой элемент случайности вносит дополнительную изюминку в игровую механику. Здесь вы найдёте и игровые кубики, которые определяют погодные условия и десятки замешанных карт, норовящих подпортить ваше существование на острове… Но самое интересное — это не убивает атмосферу. А наоборот. Подчёркивает её. Ведь практически каждое случайное действие вы можете контролировать. Вот правда от всего не убережёшься… Но вы это только в процессе узнаете. В результате получился шикарный симулятор жизни. Если это можно так назвать…
Уровень взаимодействия между игроками. Напомню, что мы сейчас говорим о кооперативной игре, поэтому о взаимодействии между участниками не совсем корректно упоминать. Здесь нет никакого конфликта и соперничества, если только не считать споров друг с другом о том, что нужно сделать, дабы пережить следующую ночь. По сути вам даже не обязательно участие других игроков. Если вы предпочитаете принимать все решения самостоятельно, то выбирайте количество героев на острове и вперёд! Другое дело, что ваш коллега и партнёр по «несчастью» порою может подсказать дельную мысль. Например, что не стоит ходить в лес на охоту с перочинным ножичком. Нужно взять с собой хотя бы бутылку рома, чтобы было веселее… В целом решение каждого игрока влияет на игру. Поэтому есть всегда над чем подумать и над чем пораскинуть мозгами. Коллективный разум всё-таки более эффективен… хотя…
Реиграбельность. В игре вы найдёте 6 базовых сценариев, которые вам предлагается пройти. Начинать стоит, наверное, с самого простого для понимая — выжить на острове в течении нескольких дней и попытаться развести сигнальный костёр… Особые способности и свойства персонажей также вносят свои коррективы Игральные карты также участвуют в игре не все. Есть определённый набор, который обязателен, остальное факультативно, либо случайным образом. Поэтому начиная игру, вы никогда не повторите одной и той же ошибки. Потому что скорее всего вы вряд ли столкнётесь с идентичной ситуацией, которая будет соответствовать тем же условиям. Каждый раз у вас будет новое и ни на что не похожее приключение. Вперёд!… Кстати, не забудьте о расширении «Робинзон Крузо. Путешествие Бигля»…
Атмосфера. Вот чего этой игре не занимать, так это атмосферности. Я ещё не встречал ни одного человека, который бы упрекнул игру в сухости и незамысловатости сюжета. Да. Вы правильно поняли. Игра имеет свой собственный сценарий (причём не один). И было бы полным абсурдом говорить, что яркая история наложена на голую механику. Скорее наоборот. Партия проходит на одном дыхании и на протяжении этого действа вы постоянно будете думать о том, чтобы такого совершить, чтобы ваша команда пережила очередную тяжёлую ночь. В том, что она будет тяжёлой можете даже не сомневаться…
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Опять же, говоря о кооперативной игре не имеет никакого смысла разделять игроков. Такого понятия как собственный ход у вас скорее всего не будет. Все решения рекомендуется принимать совместно. Ведь по сути, ваш герой — это лишь маленькая часть большой стратегической игры на планирование. Поэтому быть в команде, одно из главных условий. Если же говорить о динамике, то всё-таки это не привычные многим игры на ассоциации. Порою придётся подумать, попытаться рассчитать. Хотя, если вы полностью решите положиться на случай, то игра скорее всего быстро закончится. Вот правда не в вашу пользу. Но это уже частности. Главное — будьте готовы к 90 — 120 минутам интересной и захватывающей игры. Поверьте, атмосфера и глубина на достаточно высоком уровне, поэтому игра вас просто так не отпустит.
Информативная загруженность компонентов. В игре вы найдёте огромное количество жетонов, карточек, маркеров и фишек. С одной стороны это перегружает игру, но с другой… Автор попытался максимально передать атмосферу. И это у него получилось. При этом сложные правила игрового процесса уникальным образом отражены простыми символами на игровом поле. Карточки событий не забиты лишней информацией (хотя порою вы можете забывать о значении иконок и обязательном их выполнении). А порою объёмный текст, содержащийся на большинстве элементов служит фоном всего происходящего. Это не сухая игра с десятками обозначений. Это великолепная история, вряд ли хоть раз пойдёт по одному и тому же сценарию…
Игровое пространство. Можно считать это преимуществом, можно недостатком. Но игра занимает достаточно большое пространство. Игровое поле и… Опять же необходимые и так важные метры существенно увеличатся, если у вас не окажется под рукой подходящего органайзера. Когда я впервые играл в эту игру все компоненты из общего запаса крайне мило красовались в центре игрового стола. Высокая кучка Тамерлана. В результате широкий обеденный стол на 6 персон был полностью занят. Хотя нет! Ещё хватило места на две кружечки кофе… Существенный бонус. Но лично для меня это не минус, а скорее плюс. Компоненты игры полностью погружают в атмосферу острова. А это крайне важно, особенно для игры европейской школы (ведь разделил же кто-то однажды так грубо игровую индустрию).
Резюме и рекомендации. Самое главное о чём я хочу сказать — если вы новичок, если вы ни разу не сталкивались с настольными играми и для вас единственным представителем этого мира до сих пор является Монополия, даже не думайте открывать эту коробку. Это полностью перевернёт ваше восприятие, но при этом может отпугнуть и вы уже никогда не сядете за игровой стол. Игра сложная. Точнее, она не совсем удобна для понимания. Я говорю о правилах и тысяче нюансов, которые потребуется запомнить или как минимум свыкнуться с ними. Не стоит погружаться в игру в одиночку. Обязательно воспользуйтесь помощью игроков, которые уже знакомы с ней. Не нужно идти на игротеки, где вам поверхностно объяснят правила (если это конечно не тематическая игротека, посвящённая именно этой игре), вы всё равно ничего не поймёте. Постарайтесь найти время, запастись терпением и найти грамотного рассказчика, который увлечёт вас этой гениальной (я не боюсь этого слова) кооперативной игрой. Невероятная атмосфера, настраиваемая сложность, захватывающий сюжет, гибкая механика… и всё это уместилось в одной коробке. На зря на разработку этого шедевра автор потратил более года. Оно того стоило. Определённо!
Впечатления и эмоции от игры
Друзья, данный обзор получился крайне объёмным, поэтому мне не хотелось бы вас нагружать дополнительной информацией, а тем более подробно объяснять правила игры и разбирать часто задаваемые и спорные вопросы. Скажу очень коротко. За семь часов нам удалось попробовать игру в различном составе персонажей. Мы пробовали играть вдвоём, втроём, вчетвером, использовали персонажа, который должен был облегчить нам прохождение (я говорю о собаке), но каждый раз нам чего-то не хватало. Совсем чуть-чуть. Какой-то мелочи. А как правило здоровья и морального духа. И если играя за 4 персонажей, в самом начале игры кажется, что так гораздо легче (а это действительно так), то затем это моментальное и быстрое развитие также стремительно скатывалось на нет. Постоянная нехватка ресурсов, расчёт на авось, ошибки в расчётах, сложные решения о том кого покормить, а кого оставить на жёсткой диете… в результате победа достигнута не была, хотя было очень близко…
Но это не главное. Ведь главное — участие! Игра невероятно атмосферна и интересна. Захватывает с первых минут. Лично я не задумывался о том, что переставляю деревянные фишки из одной стороны карты в другую. Всё было гораздо эпичней. Это была история… Партия длится от полутора часов и до бесконечности. Нас хватило на четыре игры… Последняя, откровенно говоря, была попыткой отчаяния и в общем-то лишней. Но это не испортило впечатление, а лишь подстегнуло собраться ещё не один раз. Игру определённо буду всем рекомендовать, правда с той же оговоркой, которая не раз уже встречалась в этой статье — садитесь за игровой стол со знающим игроком. Вместе точно разберётесь и найдёте ошибки друг друга. В противном случае есть риск, что с игрой вы не подружитесь. Никогда! А это будет крайне большой ошибкой…
Награды и номинации
- 2013 Golden Geek Best Board Game Artwork/Presentation Nominee
- 2013 Golden Geek Best Innovative Board Game Nominee
- 2013 Golden Geek Best Thematic Board Game Winner
-
2013 Gra Roku Advanced Game of the Year Winner
-
2013 International Gamers Award — General Strategy: Multi-player Nominee
-
2013 Swiss Gamers Award Winner
Интересные факты об игре
- Игра является разработкой известного польского гейм дизайнера Ignacy Trzewiczek. На создание и реализацию данной идеи он потратил более года;
- Впервые игра была выпущена в 2012 году издательством Portal Games;
- В России локализацией игры занималась отечественная компания Hobby World. На нашем рынке игра появилась в октябре 2012 года;
- На сегодняшний день существует множество официальных расширений к игре, включающих в себя дополнительные карты и сценарии;
- В России в продаже имеется локализованное дополнение «Робинзон Крузо. Путешествие Бигля«, посвящённое кругосветному путешествию Чарльза Дарвина, благодаря которому он подарил миру свои труды.
Итоговая оценка
- Качество игровых компонентов – 8 из 10
- Оригинальность каждой партии – 10 из 10
- Глубина игрового процесса – 8 из 10
- Динамичность каждой партии – 7 из 10
- Уровень взаимодействия между игроками – 8 из 10
- Рейтинг Boardgamegeek.com (14 место на 16.09.2015 г.) — 8.09 из 10
- Рейтинг команды FunMill.ru – 8 из 10
Полезные ссылки
- Официальные правила игры на русском языке;
- Официальные правила игры на польском языке;
- Краткое руководство в картинках на английском языке;
- Дополнительный седьмой сценарий игры;
- Дополнительный восьмой сценарий игры;
- Блог автора игры на сайте BGG;
- Купить игру в г. Санкт-Петербург.
Играйте с удовольствием!
Обзор подготовил ПитоН.
[…] «Робинзон Крузо: Приключения на таинственном остров… 24.09.2015 […]
НравитсяНравится
Даже не знаю, мы играли вчетвером пару раз, выиграли оба. Прямо скажем, удавалось только в последнюю секунду спасти ситуацию, но все же мне кажется, выиграть не так уж сложно.
НравитсяНравится