«Запретный остров» (англ. Forbidden Island)

Обзор № 31 от 18 августа 2015 г.

Когда вы устали от постоянного соперничества… Когда требуется объединить усилия и научиться слушать и понимать друг друга… Когда вы хотите быть в ответе за своего компаньона и готовы довериться ему… приходят настольные игры, призванные удовлетворить все ваши потребности. Кооперативные игры — идеальный вариант для прекрасного вечера в кругу друзей. А одним из лучших произведений в этой категории может считаться «Запретный остров», который окажется под силу не только заядлому игроку, но и совершенно не знакомому с миром картона. Встречайте…

1

Краткие характеристики

  • Тип: Карточная кооперативная игра
  • Издатель: «Стиль Жизни»
  • Сложность правил: Средние
  • Время игры: до 30 минут
  • Количество игроков: 2 — 4 игрока
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: знание языков не требуется

.

C содержимым картонной коробки можно ознакомиться по ссылке

Цель игры, вкратце

«Запретный Остров был далёким убежищем древней мистической империи, известной как Археаны. Согласно легенде, Археаны обладали способностью контролировать 4 Стихии (огонь, воздух, землю и воду) с помощью артефактов: Кристалла Огня, Статуи Ветра, Камня Земли и Чаши Океана. Благодаря своей огромной силе артефакты могли принести непоправимый вред, оказавшись в недобрых руках, поэтому Археаны держали их в секрете, спрятанными на Запретном Острове. Они сделали так, чтобы Остров затонул, если кто-нибудь попытается добыть артефакты. За многие столетия, прошедшие с мистического исчезновения империи Археанов, Запретный Остров не был обнаружен… до сегодняшнего дня. Будет ли ваша команда первой, кто сможет прорваться через преграды, завладеть артефактами и выбраться с Острова без потерь?» — гласят правила игры. А стоит ли это вообще делать?..

2

Механика игры

По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик.

  • Action Point Allowance System — игрок располагает ограниченным числом очков действия каждый ход (раунд или другой промежуток игрового времени). При этом использование всех действий не является обязательным условием;
  • Co-operative Play — игровая механика в которой соревновательная составляющая между игроками сведена к нулю или отсутствует полностью. Основная задача игроков — совместными действиями одержать победу над самой игрой, согласно правил и условий;
  • Grid Movement — механика в которой игровое поле состоит из одинаковых по размеру и форме тайлов, а перемещения разрешены только между смежными (соседними) клетками. Обычно других ограничений на перемещения нет, хотя бывают и исключения.
  • Hand Management — в играх с такой механикой игроки получают игровую выгоду, разыгрывая карты в определённой последовательности или определёнными группами. Управление рукой карт означает извлечение наибольшей пользы из тех карт, что удалось взять в руку;
  • Pick-up and Deliver — в играх с данной механикой требуется забирать игровые элементы (символизирующие предметы или товары) из одних локаций игрового поля и доставлять их в другие локации игрового поля. Расстановка этих игровых элементов может быть предопределена или случайна. Успешная доставка приносит игроку игровую пользу, например, деньги. В большинстве случаев правила игры или другие механики задают, куда именно необходимо доставить игровые элементы;
  • Set Collection — Игры с набором комбинацией поощряют игроков собирать наборы игровых элементов определённых видов и в определённых комбинациях;
  • Variable Player Powers — ассиметричность. Выражается в разных для игроков стартовых условиях, в разных наборах доступных им действий или в разных условиях победы.

Вернёмся на землю и разберёмся как играть более понятным языком. Начнём с подготовки к игре:

  • Первый игрок в центр стола выкладывает 24 плитки острова (таким образом создаётся игровое поле особым образом);
  • Рядом с игровым полем размещаются артефакты, которые необходимо добыть игрокам, колоды «Затопленный остров» и «Артефакты со специальными действиями»;
  • Игроки путём перемешивания колоды, случайным образом определяют персонажа с уникальными способностями, за которого они будет играть;
  • Первый игрок вытаскивает 6 карт затопленного острова и соответствующие плитки острова переворачиваются оборотной стороной (бело-голубая сторона). Теперь эти части под угрозой;
  • Каждый игрок получает по две карты «Артефактов со специальными действиями»;
  • Устанавливается уровень воды, в зависимости от сложности правил;
  • Игра начинается!

Каждый игрок имеет возможность совершить от одного до трёх действий (по желанию, можно не совершать вовсе).

  • Перемещение;
  • Осушение;
  • Передача артефактов;
  • Получение артефактов;

Каждое действие совершается по определённым правилам с учётом уникальных способностей персонажа. Основная же цель — собрать все 4 фигурки артефактов (игрок может их получить предварительно собрав 4 одинаковые карты с изображением этого артефакта, встав на соответствующей плитке и разыграв действие «Получение артефактов»). После чего всем участникам экспедиции необходимо попасть на плитку с изображением вертолёта. Успели это сделать до того, как весь остров пошёл ко дну — молодцы. Нет? Или остров не позволяет вам выполнить все условия победы… Извините. Придётся побороться ещё раз…

На самом деле игру обязательно стоит пощупать и попробовать. Сухие тезисы правил и сами правила не передадут самого главного. Начните и игра сама пойдёт как по маслу…

1

Моё мнение об игре

Оформление и исполнение. Исполнена игра на пятёрку, но с приличным минусом. Огрехи в качестве полиграфии на карточках (края при вырубке), толщина карт, неоправданные размеры коробки с органайзером не позволяют сказать, что исполнение идеальное. В остальном нареканий нет. Приятное оформление с волшебными иллюстрациями, чудесная атмосфера, жестяная шкатулка с рельефным изображением для хранения, наличие, пусть и аскетичного, органайзера, карты под лён, эффектные фишки артефактов. Ничего лишнего, не считая пластикового счётчика уровня воды. Идея хорошая, но исполнение крайне неудачное (сам счётчик через несколько партий окажется затёртым до дыр).

Подготовка к игре. Если вы знакомы с игрой, то вам потребуется не более минуты, чтобы перетасовать плитки острова, две колоды и определиться со свойствами полученных персонажей. Для тех, кто за игру садиться впервые… Будьте готовы, как минимум к 30 минутам подготовки и разбору правил.

Цена. Приходится постоянно возвращаться к этому спорному вопросу. Поэтому давайте попытаемся взглянуть на него немного с другой стороны. И пусть каждый сам примет для себя решение. В Европе вы сможете найти игру с ценой от 15 евро, в Америке от 10 долларов. В России игра стоит около 1200 рублей. Делайте выводы. Лично моё мнение — игра стоит своих денег. Ведь именно в этом особенном случае наши локализаторы потрудились на славу.

Правила. Порог вхождения в игру средний. Многие возразят и будут утверждать, что ничего сложного в правилах нет. Всё верно, в чём-то они правы. Но как показывает практика, если участники уже знакомы с игрой или с механикой кооперативных игр, то проблем практически не возникает. Совершенно другое дело — участие игрока (новичка), привыкшего к «Монополии» с бросками кубиков и классическим карточным играм. Совершенно другая игровая модель, совершенно другие цели. А если наложить на это нюансы правил… Но объективно не будем забывать, что автор свёл к минимуму это сопротивление. Поэтому даже не знакомый с миром настольных игр освоит азы за несколько минут. Другое дело сможет ли он победить…

Механика. Основное, что просто обязано зацепить игрока — это кооперативная составляющая и антураж (пусть он к механике и не имеет никакого отношения). Алгоритм простой — подумал, посоветовался, сделал ход, подумал, посоветовался, сделал ход. Можно повторить. Все же действия игроков полностью зависят от игровой ситуации (здесь уже все отдано в руки элементу случайности). Есть вещи, которые можно предугадать или просчитать (правила позволяют), но есть и доля везения и удачи. Получается интересный феномен — элементарные правила, но средний порог вхождения в игру, лёгкий игровой процесс, но большие трудности с достижением цели, стандартный алгоритм хода, но при этом огромная вариативность. И всё это в одной игре. Очень ядрёный и яркий коктейль!

Влияние элемента случайности. Игра совершенно непредсказуема, начиная от стартового расположения плиток на острове и заканчивая вытягиванием карты «Вода пребывает». Но! Это совершенная модель жизни. По сути игроки находятся на острове, который в связи с постоянным движением тектонических плит уходит под воду. Не один учёный и по сей день не сможет точно спрогнозировать работу того или иного вулкана или движение той или иной плиты. Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Самое главное, что игра позволяет принимать решение в тех условиях, в которые она ставит игроков. Главное правильно распорядиться своими ресурсами и научиться прислушиваться к другими игрокам. Иначе ничего не получится!

Хотя (шёпотом), бывают ситуации, когда вам либо несказанно повезёт, либо фортуна пройдёт мимо. Но от этого игра совершенно не теряет, а только приобретает в глазах игроков. Именно в этом её шарм и притягательная таинственность.

Реиграбельность. Благодаря своему элементу случайности, наличию нескольких персонажей с уникальными свойствами, подвижной игровой карте и прочим маленьким нюансам, вы никогда не повторите свою партию. Каждый раз вы будете оказываться на совершенно новом острове и перед вами будут совершенно разные задачи. Благодаря такой вариативности, наличию уровней сложности, а также дополнения (с новым типом артефакта и различными расстановками базовых плиток) игра вряд ли вам надоест ближайшие несколько месяцев. Хотя, будьте осторожны. Не заигрывайтесь, чтобы в дальнейшем не отбить полностью свой интерес.

Атмосфера. Невероятная атмосфера и шикарное приключение обеспечено, благодаря великолепным иллюстрациям и качественному оформлению. Игра азартна и заставляет нервничать и переживать каждую минуту. Причём думать вы будете не только о себе, но и обо всех игроках. Ведь от них целиком и полностью зависит ваш успех. А представьте как же сложно принимать ответственные решения. Оправданный риск и холодный расчёт или эмоции через край и надежда на благоприятный исход? Тысячи сравнений и ярких эпитетов возникает во время этого сумасшедшего приключения. Держитесь за руки, объединяйте свои усилия и… победа будет за вами…

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Напомню, что речь идёт о кооперативной игре. Почти каждый ход вы будете совершать совместно. Естественно последнее слово остаётся за игроком, который держит фишку, но если в данном случае один в поле не воин… А значит скучать не придётся. Постоянные споры, дискуссии, расчёты с целью обхитрить остров… вы можете учесть всё, кроме малозаметного нюанса, на который вам сразу же укажет ваш компаньон (если укажет). Работа в команде, вот главный девиз этой игры. Хотя порою бывает, что ждёшь скорее своего хода, чтобы совершить какое-нибудь безумство или спастись от стихии, пока она не поглотила в пучину безысходности…

Информативная загруженность компонентов. В игре нет ничего лишнего. Всё находится на своих местах. Скорее есть недостаток. И этот единственный изъян в том числе слегка может тормозить игру — наличие схожих названий тайлов («Кораловый замок», «Замок прилива», несколько видов садов и так далее). В результате приходится искать на карте плитки, которые похожи между собой. А здесь поможет только хорошая память, которая зачастую подводит. Полагаю, что можно было бы выделить определённые названия соответствующим цветом (замки, врата, пещеры, сады и так далее). Возможно это слегка бы перегрузило игру… хотя…

Игровое пространство. Потребуется стандартный офисный (обеденный) стол. Места игра занимает прилично. Перед вами будут: игровое поле из 24 плиток, две колоды карт, две колоды сброса, личное пространство. Для сокращения столь дорогого ресурса как свободное место, имело смысл уменьшить плитки островов и игральные карты. Правда боюсь, что игра потеряет этот неповторимый антураж (кстати, это одна из немногих игр европейского стиля, механика которой идеально соответствует её сюжету).

Рекомендации. Настольных игр, которые понравятся всем крайне мало. Если такие вообще существуют. Вкусы у всех абсолютно разные и угодить каждому не получится. Но если вы всё же надумаете попробовать «Запретный остров» помните, что он просто так не отпустит. Это совершенная игра для приятного семейного вечера, отличный вариант для хорошей и весёлой компании, эталон игры для новичков и солидный экземпляр для гиков. Лично мне показалось, что проще найти человека, которому игра пришлась по душе, чем наоборот. Поэтому рекомендую её всем и каждому. Ведь даже самый предвзятый игрок найдёт в ней то, что зацепит хотя бы на несколько партий. В конце концов нельзя закончить игру, не одержав над ней победу!

3

Впечатления и эмоции от игры

Давайте откровенно. Это первая кооперативная игра, с которой я решил познакомить своих помощников. И я не пожалел о своём выборе. Игра действительно не сложна для понимания, легка в объяснении и освоении, невероятно красива и не так проста, как может показаться на первый взгляд. Поверьте, если бы мой выбор пал на «Пандемию» (или не дай Бог на «Древний ужас»), то те слёзы, которые я видел при объяснении понятия 3 действия из 4 доступных, превратились бы в мою неминуемую гибель. Меня с удовольствием бы обвели белым мелком и… ну, не будем об этом.

Первый восторг был вызван исполнением игровых компонентов и коробки. Красочно, эффектно и богато. Если выбирать кому-то подарок на ближайшие праздники, то несомненно стоит выбрать именно эту коробку. Ценовая категория приемлемая.

Восхитившись и успокоившись, начали раскладывать остров. Безумно интересно и захватывающе. Все слышали слово «кооперативный», но никто не понимал как оно применимо к настольным играм. Играли, кстати, втроём. Один из нас — ребёнок 12 лет, который не сразу понял, что молодец не тот, кто собрал самый красивый артефакт, а молодцы все, если смогли одолеть игру. Но это детали.

Правила действительно написаны понятно и не путано. Единственная ошибка которую мы совершили — на руке может быть не более 5 карт. И то, благодаря тому, что у нас возник вопрос — «странно, что можно копить столько сетов. Верно ли это?» В остальном проблем не было, даже самые запутанные случаи нашли ответы в маленькой брошюре. Это большая редкость для правил, если честно.

После тяжёлого захода в игру, слёз, и слов «я ничего не понимаю, давайте лучше кушать арбуз», мы начали покорять «Запретный остров». И вот тут понеслось. Советы, споры, расчёты. Все вопросы куда-то исчезли, всё стало ясно и понятно в один момент. Мы осушали, остров погружался, мы бежали, остров погружался, мы собирали карты, остров погружался. В итоге из трёх первых партий — три поражения! И это на самом лёгком уровне сложности. Казалось, что мы делаем что-то не так. Либо нам просто не везёт. Главное, что все забыли о первых трудностях и с невероятным азартом ждали своего хода и советовали другим.

Первый раз остров отрезал нам путь к «Чаше огня» — две плитки просто затонули и канули в бездну, второй раз мы потеряли путь к вертолётной площадке, а третий и вовсе эпичный: пилот, единственный персонаж который смог добраться до одинокого тайла, на нём же и затонул… Казалось, что это невозможно…

Но перед сном было принято совместное решение попробовать ещё раз! И снова вычисления, расчёты, споры и советы. Закончилось всё тем, что все артефакты собраны, а последнему игроку требуется два хода, чтобы добраться до заветной площадки. Здорово. Остров тонет В колоде артефактов 8 карт и одна из них поднимает уровень воды до смертельного. Главное, чтобы это «чудесная карта» не попала в первые 6. Какова вероятность? Посчитайте… Барабанная дробь! И о чудо… она оказалась седьмой… В результате победа и желание пуститься в новые приключения как можно быстрее. Но об этом уже в другой раз…

Награды и номинации (доступны по ссылке)

Интересные факты об игре

  • Автором проекта выступил американский дизайнер настольных игр Matt Leacock, известный также своей кооперативной игрой «Пандемия»;
  • На этапе проектирования планировалось сделать игру на космическую тематику, но в дальнейшем от этой идеи отказались;
  • Иллюстратором к игре выступил C.B. Canga. Вы также можете ознакомиться с набросками и эскизами в его личном блоге;
  • Игра выпущена компанией Gamewrite в 2010 году;
  • В России локализацией занимается издательство «Стиль Жизни». Первые экземпляры появились в конце февраля 2011 года;
  • Игра обладает несколькими уровнями сложности;
  • Существует официальное расширение к игре: La Isla Prohibida: La Expansión Prohibida, содержащее в себе дополнительный пятый артефакт, а также различные варианты создания острова;
  • В 2013 году выпускается Forbidden Desert, основанная на механике «Запретного острова». Популярный сиквел входит в 20 семейных игр по версии сайта boardgamegee.com;

Итоговая оценка

  • Качество игровых компонентов – 8 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 7 из 10
  • Глубина игрового процесса – 7 из 10
  • Динамичность каждой партии – 7 из 10
  • Уровень взаимодействия между игроками – 9 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (408 место на 18.08.2015 г.) — 6.91 из 10
  • Рейтинг команды FunMill.ru – 8 из 10

Полезные ссылки

Играйте с удовольствием!

Обзор подготовил ПитоН.

«Запретный остров» (англ. Forbidden Island)

«Запретный остров» (англ. Forbidden Island): 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s